Сочетание четкой пространственной организации, расписаний и игровых моментов может заметно облегчить обучение ребенка с РДА навыкам бытового поведения, приобретение самостоятельных специальных умений способствует формированию у него положительных черт поведения, уменьшению аутичных проявлений и других недостатков развития.
В коррекционной работе можно использовать много полезных, интересных и развивающих занятий и игр. Родители и воспитатели, ищущие пути и способы развития детей, найдут разнообразные формы упражнений, которые можно использовать для абилитации детей с РДА.
Базой социально- педагогической работы по формированию санитарно-гигиенических навыков у детей с РДА стало Государственное Бюджетное Учреждение «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями Городецкого района» (РЦДПОВ).
Для реализации практической работы были выбраны 3 ребёнка дошкольного возраста с ОВЗ, имеющими РДА. Диагноз поставлен в медицинском учреждении и зафиксирован в медицинской карте детей.
Для выявления сформированности санитарно-гигиенических навыков была проведена беседа с родителями и наблюдение, которое проводилось по разработанной специалистами центра пооперационной схеме во время нахождения детей в центре на занятиях, в режимных моментах, в перерывах.
Выявлено, что уровень развития санитарно-гигиенических навыков детей очень низкий и не соответствует возрасту: дети совершенно не владеют навыком полоскания рта; мытья рук и умывания; очень слабо навыками пользования туалетом.
На основании диагностики была спроектирована и организована работа по формированию санитарно-гигиенических навыков у детей с РДА, в которой обучение навыку предполагало целенаправленное формирование мотивационных, ориентировочно-операционных и регуляционных компонентов деятельности.
В результате проведенной социально – педагогической работы произошли позитивные продвижения по пути формирования санитарно-гигиенических навыков: перемещение с позиции, описывающей состояние развития данного навыка на предыдущем этапе, на следующую позицию; пошаговое сокращение помощи педагога; положительный итог сравнения данных первичной диагностики с последующей; установление партнерских отношений между педагогами и родителями, диалога в обсуждении работы по программе.
Гипотеза исследования подтвердилась, а именно: формирование санитарно-гигиенических навыков детей дошкольного возраста с РДА будет осуществляться успешно при следующих условиях: будут изучены и учтены психологические особенности детей с РДА, особенности их социально-бытовой адаптации и социализации; социально-педагогическая работа по формированию санитарно-гигиенических навыков у детей с РДА будет включена в эмоционально-смысловой контекст повседневной жизни ребенка.
Были составлены методические рекомендации по формированию санитарно-гигиенических навыков у детей с РДА составлены на основании анализа наработок специалистов и на основе изучения трудов Е.Р. Баенской, М.Ю. Ведениной, И.Б. Карвасарской, Е.К. Лютовой, Э. Шоплер и др.
Синдром раннего детского аутизма - нарушение в развитии эмоционально-личностной сферы детей. Связанное с аутизмом недоразвитие социальных контактов резко искажает весь ход психического развития.
Наиболее существенные симптомы РДА: отсутствие стремления к общению, потребности в контактах с окружающими; отгороженность от внешнего мира; сопротивление любым переменам обстановки; склонность к стереотипиям; однообразие интересов и пристрастий; слабость эмоционального реагирования; речевые нарушения; повышенная тревожность и др. Искажения психического развития при РДА вызывают затруднения социальной адаптации асинхронию развития, искажение нормального взаимодействия формирующихся психических функций.
Важная задача реабилитационного центра – привитие воспитанникам культурно-гигиенических навыков, к которым относят навыки по соблюдению чистоты тела, культурной еды, поддержания порядка в окружающей обстановке и культурных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми. Формирование санитарно-гигиенических навыков неотъемлемая часть культурно-гигиенического воспитания. Своевременное их появление у детей является отражением их адекватного развития и начальной социализации.
К числу основных условий успешного формирования санитарно – гигиенических навыков относят: рационально организованную обстановку, четкий режим дня, руководство взрослых. Основные методы и приёмы привития культурно-гигиенических навыков: личный пример взрослых, непосредственно образовательная деятельность, формирующая знание, понимание санитарно- гигиенических норм, показ, объяснение, пояснение, поощрение, беседы, упражнения в действиях, дидактические игры, потешки, стихотворения, пословицы, поговорки, игровые приемы, викторины, развлечения, прием повторения действий.
Статьи по педагогике:
Морфофункциональные особенности детей младшего школьного
возраста
Младший школьный возраст считают наиболее благоприятным, он выделяется среди других возрастов наименьшей заболеваемостью. В это время происходит накопление сил для последующих этапов жизни. Рост физических сил происходит одновременно с умственным развитием. Нервная система. Границы младшего школьно ...
Выявление уровня выполнения экзаменационных заданий учащимися МБОУ «СОШ №
33 » города Архангельска
Была проведена диагностика учащихся 9 класса МБОУ «СОШ № 33» города Архангельска. Подготовку я начал в ноябре 2011 года. Географию выбрали как экзаменом в новой форме 11 человек. Завучем школы было предложено заняться подготовкой учеников к сдаче ГИА по географии. На начальных этапах подготовки я р ...
Требования к структурным элементам учебно-методического
комплекса дисциплины
Как и к любому пособию, курсовой работе и т.д. к УМК предъявляются особые требования. Будем их рассматривать отдельно для каждого блока. Нормативные документы, требования которых учитывались при разработке УМК, включают: примерные программы дисциплин предметной подготовки по специальностям; оценочн ...