В течение нескольких недель мы совместно с педагогами и воспитателями коррекционной школы вели разнообразную работу по формированию и совершенствованию культуры поведения школьников с нарушением интеллекта: проводили классные часы, этические беседы, а также использовали другие виды работы (обращение на уроках к темам культуры поведения, изучение «Уголка вежливости» и т.д.).
Рассмотрим некоторые мероприятия подробнее:
1. Классный час «Правила речевого поведения во время знакомства»
Цель: познакомить учащихся с правилами речевого поведения во время знакомства.
На данном классном часе мы с ребятами вели беседу о правилах речевого поведения, т.е. разучивали правила общения с окружающими людьми.
Был произведён анализ текста, т.е. обсуждались поступки героев произведения, правильность их речи, ребята говорили о том, как бы они поступили в определённой ситуации, а также разыгрывали сценки. Вопросы для анализа:
- Почему папа представляет гостье всех членов семьи?
Познакомимся и мы с семьёй Муратовых: с бабушкой и дедушкой, мамой и папой, Николаем Ильичом и, конечно, с Нюшей и Федей.
- Какие слова говорят при знакомстве?
- Какие слова говорят при знакомстве дети?
- Когда люди знакомятся, они стараются сказать друг другу приятные слова. Какие это слова? Повторите их, пожалуйста.
- Хорошо ли вёл себя вначале Федя?
2. Классный час «Поведение в общественном транспорте»
Цель: показать ребятам как принято вести себя в общественном транспорте, научить их вежливо уступать место старшим, обучить несложным правилам оплаты проезда.
Знакомство с темой проходило посредством текста:
Мама, Нюша и Федя отправились в гости к Нине Михайловне. Мама сказала:
- Мы проедем автобусом три остановки. Садитесь, дети.
Нюша села у окна, Федя – рядом с ней.
- Нюшка! – закричал Федя на весь автобус. – Ты заслоняешь всё окно. Ничего не видно!
Он вскочил на сиденье и, стоя на коленях, стал смотреть в окно.
- Мальчик, - сказала женщина, которая стояла рядом, - если тебе не трудно, уступи, пожалуйста, место.
Федя смутился:
- Садитесь, пожалуйста. Извините, я не заметил, что вы стоите.
- Спасибо, мальчик.
- Пожалуйста, не стоит благодарности.
Мы обсуждали действия героев. Ребята отвечали на вопросы:
- Как вы думаете, правильно ли себя вёл в автобусе Федя?
- Но потом Федя понял свою ошибку. Можно ли сказать, что он поступил, как вежливый мальчик? Объясните.
- А вежливой ли была женщина, которой он уступил место? Повторите их разговор.
- А вы уступаете место пожилым людям? Какие слова вы при этом говорите? Никогда не забывайте: к старшим нужно относиться с уважением.
Ролевая игра «Трамвай».
Давайте поиграем в трамвай. Все сидят на местах и готовят за проезд. Пусть те, кто сидит далеко от кондуктора, передадут за проезд. Поговорите между собой. А теперь в трамвай заходит «бабушка». Как вы поступите? Кто должен встать первым? (тот, кто сидит ближе всех к «бабушке»). Что он при этом скажет? Что ответит «бабушка»? а на следующей остановке войдёт женщина с ребёнком на руках. Что будет дальше? и т.д. 5) .
3. Классный час «Правила поведения на уроке и на перемене»
Цель: способствовать усвоению школьникам круга обязанностей и правил поведения во время урока и перемены.
На данном классном часе было прочитано стихотворение «Урок поведения»:
Не дождутся утра промокашки,
Снится новым учебникам класс,
Дорогие друзья, первоклашки!
В добрый час!
Далее был произведён анализ данного стихотворения:
- О чём это стихотворение?
- Что нужно делать, чтобы стать хорошим человеком?
- Как вы понимаете эти строчки «Пусть ты ловко решаешь задачи, и в грамматике тоже хорош. Ничего это в школе не значит, если ты себя плохо ведёшь!»?
Мы с ребятами составляли правила поведения на уроке и на перемене:
Прийти в школу заранее. Если опоздал по уважительной причине, то надо спросить у учителя разрешение войти в класс.
Поздороваться с учителем, называя его по имени и отчеству, а затем – с ребятами.
Далее мы составили правила, которые нужно выполнять, чтобы хорошо учиться:
Ежедневно учить уроки.
Этическая беседа на тему «Дружба».
Цель: на доступных детскому восприятию примерах раскрыть нравственную сущность дружеских отношений между людьми.
В начале беседы озвучивалось стихотворение «Хорошие товарищи».
После чтения стихотворения и его анализа следовало чтение рассказа:
Жили две неразлучные подружки-первоклассницы. Обе они маленькие, розовощёкие, светловолосые, очень походили друг на друга. Даже обеих мамы одевали почти в одинаковые платья, обе учились только на пятёрки.
- Мы во всём, во всём одинаковые, - с гордостью говорили девочки.
Но однажды Соня, так звали одну из девочек, прибежала домой и похвасталась маме:
Статьи по педагогике:
Виды культурно-досуговой деятельности детей
Виды культурно-досуговой деятельности многообразны. Их можно классифицировать следующим образом: отдых, развлечения, праздники, самообразование, творчество. Самый простой вид досуга – отдых. Он предназначен для восстановления затраченных во время работы сил и подразделяется на активный и пассивный. ...
Динамика формирования экологической культуры родителей с использованием
интернет – ресурсов
Цель контрольного эксперимента – проверка эффективности использования интернет – ресурсов в формировании экологической культуры родителей с помощью разработанных нами рекомендаций. Для определения эффективности проделанной работы, мы использовали диагностические методики «Натурафил» и «ЭЗОП», разра ...
История разработки вопросов развития конструкторской деятельности в
психологической и педагогической литературе
Термин «конструирование» произошел от латинского слова «construere», что означает создание модели, построение, приведение в определенный порядок и взаимоотношение различных отдельных предметов, частей, элементов. Конструирование относится к продуктивным видам деятельности, поскольку направлено на п ...