По содержанию досуг С.А. Шмаков подразделяет на ряд групп:
– первая группа связана с функцией восстановления различных сил ребенка (прогулки на воздухе, спорт, игры, забавы, развлечения и другие).
– вторая группа досуга связана с повышением эрудиции, потреблением духовных ценностей (чтение, просмотр фильмов, телепередач, посещение выставок, музеев, путешествия, поездки и тому подобное).
– третья группа связана с развитием духовных сил и способностей, с активной творческой деятельностью (трудовая, техническая, спортивно-игровая, художественно-театральная, научно-исследовательская, прикладная).
– четвертая группа реализует потребность подростков в общении (клубно-кружковая работа, творческие объединения, вечера встреч, дискотеки, праздники, диспуты, танцы, вечеринки и т.д.).
– пятая группа связана с целенаправленной творческой учебной деятельностью детей (выездные лагеря, смотры, конкурсы, каникулярные объединения, туристические походы, школы актива и т.п.)».
При этом, отмечает С.А.Шмаков: «следует помнить, что в сфере детского досуга постоянно изменяется иерархия интересов ребят на шкале ценностей молодежи, изменяется и целевая направленность интересов».
Содержание культурно-досуговой программы связано с:
– приобщением детей к культуре, и более всего к художественной;
– овладением ими первоначальными основами культуры исполнения и культуры восприятия;
– развитием у детей творческого мышления, интеллектуальных, художественных и специальных способностей;
– постижением искусства общения, поведения, культуры речи;
– воспитанием гуманности, толерантности;
– формированием навыков социально приемлемых способов организации собственного досуга и досуга сверстников;
– освоением школьниками основ культуры быта (особенно в условиях совместной жизнедеятельности в период летних лагерей, экспедиций, многодневных экскурсий, выездов на фестивали, конкурсы, соревнования).
Существует прямая зависимость между духовным богатством человека и содержанием его досуга. Но справедлива и обратная связь. Культурным может быть только содержательно насыщенный и, следовательно, эффективный по своему воздействию на личность досуг.
Задача организаторов детского досуга - предложить интересные формы отдыха, развлечений, услуг и увлечь людей, при этом создать условия для приобретения не только новых впечатлений, но и знаний, умений, способностей. То есть, стоит двуединая задача: с одной стороны, привлечь детей, учитывая ее интересы и психологические особенности; с другой – настойчиво формировать потребность в содержательном и развивающем личность досуге.
Отличительной особенностью детского досуга является его театрализация. Художественные образы, воздействуя через эмоциональную сферу, заставляют его переживать, страдать и радоваться, их воздействие часто намного острее жизненных коллизий. Иначе говоря, детский досуг благоприятен для формирования возвышенных идеалов и выработки системы ценностных предпочтений.
В сфере досуга должен осуществляться переход от простых форм деятельности к более сложным, от пассивного отдыха – к активному, к удовлетворению все более глубоких социальных и культурных стремлений, от пассивного усвоения культурных ценностей – к творчеству.
Статьи по педагогике:
Субъекты культурно-досуговой деятельности
По субъекту организации классификация форм культурно-досуговой деятельности может быть следующая: – организаторами детей выступают педагоги, родители и другие взрослые; – деятельность организуется на основе сотрудничества; – инициатива и ее реализация принадлежат детям. Основным субъектом социально ...
Школа как педагогическая система и объект научного управления
Педагогическая система является самостоятельной развивающейся и управляемой целостностью, состоящей из ряда компонентов. Управление педагогической системой, с одной стороны, сохраняет ее целостность, с другой - позволяет изменять, влиять на действие отдельных ее компонентов. Функционирование педаго ...
Характеристика понятий «воспитание», «семья», «семейное
воспитание»
З. Фрейд в соответствии со своей концепцией достаточно широко определял воспитание как «процесс побуждения к преодолению принципа удовольствия и к замещению его принципам реальности». По определению академика И.П. Павлова воспитание - это механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяци ...