Педагогические взгляды суфиев. В современных социально-экономических условиях перед образовательными учреждениями стоят задачи возрождения традиционной культуры воспитания и восстановления исторической правды, нравственных традиций, необходимых для приумножения культурного потенциала каждого народа. Начало XXI века знаменуется небывалым подъемом интереса к истории, культуре ушедших эпох, традиционной культуре, отличающейся своеобразием, неповторимостью, ярко выраженной самобытностью. Определенная закономерность наблюдается и в том, что в эпохи кризисные, переломные есть необходимость в ретроспективном взгляде, чтобы понять причины нынешнего состояния традиций, обычаев.
Президент Республики Узбекистан И.А Каримов, провозглашая 2000 год – «Годом здорового поколения», подчеркнул, что «…наша сокровенная мечта – мечта построения великого и свободного государства. Наши стратегия и тактика развития зависят от воспитания здорового поколения… Утверждение в обществе высоких ценностей, формирование национальной идеологии, воспитание молодежи в духе уважения к богатому культурному наследию, историческим традициям являются определяющими факторами во всех реформах, осуществляемых в нашей стране».
Педагогические взгляды суфиев. Суфизм имеет глубокие корни и существует с давних времен. Многочисленные научные исследования суфистов были созданы на многих языках. Во многих исследованиях констатировано, что суфизм имеет свои корни в различных верованиях философии. Суфизм – форма мусульманского аскетизма, пропагандирующая любовь к ближнему, к лишенному. Знаменитый востоковед Е.Э. Бертельс (1890–1957) считает, что «Развитие и широкое распространение он получил в связи с появлением ислама и ряда других причин. Средние века являются периодом его особого роста и распространения».
Суфизм быстро распространяется и число его представителей не поддается точному учету. Знаменитый Абдурахмон Джами (ХV в.) в работе «нафахат ал-унс» говорит о шестистах и более или менее видных представителей суфизма. Среди видных представителей теоретиков суфизма выделяются, например, такие как Рабия (VIII в.), Ибрахим ибн Адхам (VIII в.), Боязид Тайфур ал-Бистами (ХIХ в.), Абу Бакр аш – Шибли (Х в.), Ахмад Яссави (1103–1166), Фаридиддин Аттор (ум. В 1230), основатель ордена Кадирия – Абу Кодир ал-Джилони ал-Гилони (1077–1166), Бахоуддин Накшбанди, основатель ордена Кубровия – Нажмиддин ал-Кубро (1145–1221), ибн ал-Араби (ум. 1260) и др. Суфизм данного периода приобрел большой авторитет среди широких масс, об этом говорят множество фактов. Жизненные эпизоды, своеобразные приключения суфиев служили образцом поведения «самых близких богу святых», а их слова считались законом.
Сердца праведников прозрачны, как хрусталь, тогда как сердца «грешников» покрыты «ржавчиной» и глухи к истине. Пути «размягчения сердец», подготовки их к восприятию божественных знаний и отвращения их от слепого следования мирским страстям и желаниям составляют предмет суфийской гносеологии, психологии и практики. В учении суфиев – «Рух» («дух «) – есть светоносный источник, озаривший светом души людей в предвечности до того как они обрели телесную форму.
Понятие сердца – «Калб» в суфизме тесно связано с зикром (радением): орудием истинного зикра объявляется не только язык (зикр ал-лисан), но и все органы тела человеческого, а в конечном счете, важнейший из них – сердце (зикр ал – калб).
Ал-Газзоли уподоблял калб (сердце) зеркалу, отражающему поступки человека: благочестивые дела «полируют» сердце, приближают его к созерцанию божества и общению с ним, дурные, наоборот, «затуманивают» и отдаляют.
Эклетический суфизм был широко распространен в Центральной Азии. Он здесь был связан с именами ал-Газзали, Ахмада Яссави (11 в), Сулеймана Бакиргани (ХII в.).
Ходжа Ахмад Яссави (1103–1166). Ходжа Ахмад Яссави один из основоположников суфизма. В своем религиозно-философском трактате «Диван-и-Хикмет» («Книга о мудрости») излагает основные нормы этической жизни человека. Только в служении богу и в великом терпении можно обрести вечный покой – вот основное кредо философских рассуждений проповедника суфизма.
Ходжа Ахмад Яссави – признанный глава тюркской ветви суфизма, мыслитель, поэт. Сохранилось его произведение «Диван-и-хикмет» («Книга мудрости» – часто сокращенно употребляется под именем «Хикметы»). Биографические данные отрывочны. Известна точно дата смерти – 1166. Отец Ахмада Ибрагим был известным шейхом в Сайраме.
Статьи по педагогике:
Положение теории гуманитаризации математического образованя
Теория носит название гуманитаризации школьного математического образования. Данное название отражает характер основных направлений модернизации системы обучения. Идентификация: по уровню применения данная технология обучения является частно-предметной, так как раскрывает особенности обучения матем ...
Психофизиологические особенности учащихся среднего школьного возраста
В своем развитии ребенок проходит ряд этапов, или возрастных периодов, а именно: младенчество (от рождения до одного года); раннее детство (от 1 года до 3 лет); дошкольный возраст (от 3 до 7 лет); младший школьный возраст (от 7 до 10-11 лет); подростковый, или средний школьный возраст (от 10-11 до ...
Проектирование и организация индивидуальных занятий по
формированию санитарно-гигиенических навыков у детей с РДА
В соответствии с данными диагностического исследования, была спланирована и проведена работа по формированию санитарно-гигиенических навыков у детей с РДА. Обучение навыку предполагает целенаправленное формирование мотивационных, ориентировачно-операционных и регуляционных компонентов деятельности. ...