В самооценке отражается то, что ребёнок узнаёт о себе от других, и его возрастающая собственная активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств. Самооценка ребёнка обнаруживается не только в том, как он оценивает себя, но и в том, как относится к достижениям других. На протяжении школьного обучения, уже в начальных классах, смысл отметки для ребёнка существенно меняется; при этом он находится в прямой связи с мотивами учения, требованиями, которые сам школьник себе предъявляет. Отношение ребёнка к оценке его достижений всё больше и больше связывается с потребностью иметь, возможно, более достоверное представление о самом себе.
В.С. Мухина отмечает: «Основная тенденция в становлении самооценки заключается в постепенном выделении ребёнком тех или иных качеств из отдельных видов деятельности и поступков, обобщении их и осмыслении сначала как особенностей поведения, а затем и как относительно устойчивых качеств личности». Развитие самооценки у детей, по мнению П.Т. Чаматы, проходит в два этапа: «на первом дети, оценивания себя, ограничиваются главным образом оценкой своих действий и поступков, а на втором сферу самооценки включаются внутренние состояния и моральные качества личности».
Формирование второго, высшего этапа самооценки начинается в подростковом возрасте и продолжается в течение всей жизни человека по мере накопления социального опыта и дальнейшего умственного развития. Формирование у ребёнка определённого круга ценностей происходит не только в школе. Ребёнок черпает их из книг, из бесед со своими близкими, из таких источников информации, как радио и телевидение. Часть оценок переносится ребёнком на самого себя – это оценки поведения и качеств личности.
Самооценка тесно связана с уровнем притязаний целей, которые человек перед собой ставит. Г.М. Кождаспирова отмечает: «Уровнем притязаний называют уровень образа «Я» проявляющийся в степени трудности цели, которую человек ставит перед собой». Родители задают исходный уровень притязаний ребёнка-то, на что он претендует в учебной деятельности и отношениях. Неудача или успех наиболее остро переживаются в той деятельности, которую сам человек считает для себя основной, где у него есть высокие притязания. Постоянно сталкиваясь с оценками своей учебной работой и работы товарищей по классу, младший школьник начинает разбираться в своих собственных силах и учебных возможностях. У него складывается определённый уровень притязаний, который носит устойчивый характер, но затем этот уровень устанавливается, при чем характерно, что он достаточно дифференцирован, зависит от того, чем занимается ребёнок и насколько это для него значимо.
Л.Ю. Фомина отмечает: «У младших школьников наблюдаются все виды самооценок: адекватная, устойчивая, завышенная устойчивая, неустойчивая в строну неадекватного завышения или занижения. Причем от класса к классу возрастает умение правильно оценивать себя, свои возможности и в то же время снижается тенденция переоценивать себя». Самооценка в зависимости от своей формы (адекватная, завышенная, заниженная) может стимулировать или, наоборот, подавлять активность человека.
Г.М. Кождаспирова отмечает: «Адекватная самооценка – позволяет человеку правильно соотносить свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих».
Для развития адекватной самооценки и чувства компетентности необходимо создавать в классе атмосферу психологического комфорта и поддержки. Оценивая работу учеников, учитель должен не просто ставить отметку, а давать соответствующие пояснения, доносить свои положительные ожидания до каждого ученика, создавать положительный эмоциональный фон при любой, даже низкой. Адекватная самооценка даёт человеку нравственное удовлетворение. В работе «Что виляет на формирование самооценки младших школьников» Л.Ю. Фомина отмечала, дети с адекватной самооценкой активны, бодры, общительны, обладают чувством юмора. С интересом самостоятельно ищут ошибки в своих работах, выбирают задачи в соответствии со своими возможностями. После успеха решения задач выбирают такую же или более трудную, после неудачи проверяют себя или берут менее трудную. Их прогнозы на своё будущее к концу младшего школьного возраста становятся все более обоснованными и менее категоричными.
Статьи по педагогике:
Понятие, структура, география Северного морского
пути
Северный морской путь в соответствии с Федеральным законом «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» от 31 июля 1998 года № 155-ФЗ определяется как «исторически сложившаяся национальная единая транспортная коммуникация Российской Федерации в Арктике . ...
Требования к оформлению приложений
Приложение оформляют как продолжение данного документа на последующих его листах или выпускают в виде самостоятельного документа. В тексте документа на все приложения должны быть даны ссылки. Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте документа. Каждое приложение следует начинать с нов ...
Исследование физико-географических условий
Северного морского пути
Льды являются единственным препятствием для признания Северного морского пути – путем обычного нормального плавания. Толщина однолетних льдов 0,8–1,8 м, многолетних 3–4 м. Торосы обычно имеют высоту 3–5 м, в отд. случаях до 10–15 м. Встречаются айсберги и ледяные острова – оторвавшиеся участки шель ...