Формирование коммуникативной компетенции в начальной школе

Образование и воспитание » Формирование коммуникативной компетенции в начальной школе

Актуальность работы определяется тем, что современная система школьного образования ориентирована на гуманистический подход к ребенку как развивающейся личности, нуждающейся в понимании и уважении ее интересов и прав. На первый план выдвигается идея создания оптимальных условий развития личности младшего школьника, формирование его активности. Младший школьник должен чувствовать себя активным деятелем, постоянно открывающим что-то новое и приобщающимся таким образом к культуре, которая сформировалась на протяжении исторического развития общества. Образовательная работа с детьми направляется на создание условий, открывающих ребенку возможность самостоятельных действий по освоению окружающего мира.

В качестве главного условия личностного развития и воспитания детей, в своих трудах Л.С. Выготский выдвинул общение.

Для полноценного познавательного и социального развития ребенку необходимы контакты со сверстниками.

В научной литературе представлен широкий спектр направлений исследований по проблеме взаимодействия и общения детей друг с другом. Одним из них является изучение общения ребенка со сверстниками в рамках концепции коммуникативной деятельности, разработанной М.И. Лисиной [14]. Согласно данной концепции, в целостной практике ребенка имеется тесная связь общения со всеми другими видами деятельности и с его общей жизнедеятельностью. Особенность данного подхода заключается в акценте на содержательных качественных особенностях общения детей с ровесниками на разных возрастных ступенях развития. Общение рассматривается как сложная деятельность, имеющая свои структурные компоненты (потребности, мотивы, цели, задачи и т.д.).

коммуникативная компетенция начальная школа

В нормативных документах начальной школы указано, что необходимым условием формирования социально активной личности является формирование ключевых компетенций младших школьников.

Опираясь на идеи Л.С. Выготского о том, что главным условием развития и воспитания детей является общение, в своей работе мы отмечаем, что ключом к успешной деятельности, ресурсом эффективности и благополучия будущей жизни ребенка, является коммуникативная компетенция. Коммуникативная компетенция, как одна из важнейших характеристик личности, проявляется в способности личности к речевому общению и умении слушать.

Именно младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками в силу особой чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению. Следовательно, развитие коммуникативной компетенции ученика - актуальная задача образовательного процесса начальной школы. В качестве обязательных умений, обеспечивающих коммуникативность индивида, в федеральном государственном образовательном стандарте ставятся задачи формирования у выпускника начальной школы умения слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию.

Таким образом, тема нашей курсовой работы актуальна на сегодняшний день и заслуживает большого внимания.

Объектом исследования выступает процесс обучения в начальной школе в условиях реализации компетентностного подхода.

Предметом исследования является особенности формирования коммуникативной компетенции у младших школьников.

Цель исследования - описать особенности формирования и развития коммуникативной компетенции у детей младшего школьного возраста.

В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:

Раскрыть на основе анализа научных источников современное состояние процесса обучения и особенности его организации с позиций компетентностного подхода.

Дать научное обоснование понятию "коммуникативная компетенция", определить ее основное содержание и структурные компоненты,

Описать отдельный опыт работы учителей начальной школы по формированию и развитию коммуникативной компетенции.

Статьи по педагогике:

Основные виды педагогической деятельности
Традиционно основными видами педагогической деятельности, осуществляемыми в целостном педагогическом процессе, являются преподавание и воспитательная работа. Воспитательная работа - это педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами ...

Трудная жизненная ситуация как область педагогической поддержки
До недавнего времени государство гарантировало пусть и недостаточно высокий, но относительно устойчивый социальный уровень для каждого человека в области образования, здравоохранения, культуры, трудовых отношений, социального обеспечения и т.д. Однако сегодня эта ситуация изменилась и мы констатиру ...

Воспитание и обучение в Киевском государстве
Первое известие об обучении девочек в древней Руси относится к XI веку. В 1086 году Анна Всеволодовна, сестра Владимира Мономаха, открыла девичье училище при Андреевском монастыре в Киеве, где девочек обучали чтению, письму, пению и швейному делу: «Всеволод заложил церковь святого Андрея при Иоанне ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru