Ряд отечественных ученых (Д.Б. Эльконин, Н.И. Стрелянова, Ю.А. Полуянов, Л.А. Венгер и др.) считают, что только к старшему дошкольному возрасту ребенок может идти от замысла к его реализации. Однако другие исследования (Н.Н. Поддьяков, А.Н. Давидчук, Л.А. Парамонова и др.) показывают, что при целенаправленном обучении дети четырех лет уже оказываются способными в своей деятельности идти от замысла к исполнению.
В процессе обучения происходит преодоление следующих недостатков детского свободного (без специального обучения) конструирования:
- нечеткость замысла, объясняемая нечеткостью структуры образа;
- неустойчивость замысла (дети начинают создавать один объект, а получают совсем иной и довольствуются этим);
- поспешность исполнительской деятельности и излишняя увлеченность ею (замыслу уделяется крайне мало внимания);
- нечеткость представлений о последовательности действий и неумение их планировать;
- неумение предварительно анализировать задачу. Без преодоления этих недостатков, как показали многие исследования (А.Н. Давидчук, З.В. Лиштван, А.А. Лурия, В.Г. Нечаева, Л.А. Парамонова и др.), детское конструирование может протекать на очень низком уровне.
С целью развития детского конструирования исследователи предложили разные формы организации обучения конструированию: конструирование по образцу (В.Г. Нечаева, З.В. Лиштван, А.Н. Давидчук, Н.Н. Поддъяков, Ф.В. Изотова и др.); конструирование по модели (А.Н. Миренова, А.Р. Лурия); конструирование по условиям (Н.Н. Поддъяков, А.Н. Давидчук, Л.А. Парамонова); конструирование по чертежам и схемам, по замыслу, по теме (В.В. Холмовская, Л.А. Парамонова, И.Ю. Пашилите); каркасное конструирование (Н.Н. Поддъяков, Л.А. Парамонова, Г.В. Урадовских).
Статьи по педагогике:
Дифференциация интонационных структур предложений в экспрессивной речи
Дети обучаются передавать основные виды интонаций (интонации завершенности, незавершенности, вопроса, восклицания) с помощью гласных звуков. При этой работе также активно подключаются жесты, которые определенным образом помогают осмыслить различные виды интонации. Работа над интонацией начинается с ...
Приемы развития творческого воображения у детей
дошкольного возраста с нарушением слуха
Приёмы развития воображения. Суть всех приемов развития воображения состоит в том, что детям постоянно предлагаются ситуации, из которых они самостоятельно должны найти выход. Ценность этих рисунков не в формах и цветовых сочетаниях, не в техническом качестве, а в движении мысли. Ситуации, основанн ...
Уровни методологии педагогики
Структура методологического знания может быть представлена четырьмя уровнями (по Э.Г. Юдиной): философским, который представлен общими принципами познаний и категориальным строем науки в целом; общенаучным, который содержит теоретические концепции, применяемые ко всем или большинству научных дисцип ...