Личный показ способов выполнения трудовых приемов мастером осуществляется в основном в процессе вводного инструктажа, а поэтому и содержание, и методика его осуществления должна быть разработана мастером в разделе методических рекомендаций по вводному инструктажу. Но применять этот важный метод обучения только на вводном инструктаже нельзя. Его следует широко использовать и в процессе самостоятельной работы учащихся на уроке. Рекомендации о том, какие трудовые приемы следует показать учащемуся, как это сделать, и должен дать мастер. Как уже говорилось, продолжительность многих уроков велика. Именно поэтому представляется нецелесообразным демонстрировать все трудовые приемы, с которыми сталкивается учащийся на уроке, во время вводного инструктажа. Часть из них можно показать и во время текущего инструктажа. Нередко трудовые приёмы, которые должен освоить учащийся на уроке, отличаются большой трудностью и потому не всегда могут быть понятны учащимся. Значит необходимо повторять и, иногда неоднократно. Задача мастера: обосновать повторение способов и приемов выполнения работы в ходе самостоятельной работы учащихся по выполнению учебного задания. На уроке мастер довольно часто демонстрирует не только трудовые приемы, но и наглядные пособия, помогающие понять осваимые процессы и операции.
Одной из задач мастера является вооружение учащегося умениями, в основе которых лежит глубокое понимание конкретных способов выполнения работы.
Казалось бы, эта задача полностью решается структурой учебного процесса, предусматривающей проведение теоретических занятий вначале, а практических в конце. Но очень велики возможности решения этого вопроса и в процессе каждого урока. Задача мастера и заключается в том, чтобы в каждом конкретном случае увидеть эти возможности и дать рекомендации по их использованию. Ему следует обратиться к разделу «Характеристика и учебно-воспитательные задачи темы», где определены вопросы, операции или приемы, наиболее
сложные для понимания и освоения учащимися. Необходимость научить учащихся безопасным приемам работы очевидна. Содержание и методика ознакомления с ними учащихся в процессе вводного инструктажа разработаны. Теперь предстоит дать рекомендации о том, как обеспечить практическое освоение учащимися этих требований. Их следует разрабатывать по двум направлениям: организация работы учащихся, текущий инструктаж мастера.
Разрабатывая первый из этих вопросов, мастер должен дать рекомендации о том, как материальная оснащенность урока будет способствовать созданию безопасных условий работы учащегося. При этом необходимо опираться на особенности выполнения задания. Во всех случаях рекомендации должны быть конкретными. Самостоятельность учащихся в работе одно из ценнейших качеств, которые необходимо вырабатывать в процессе всей учебно-воспитательной работы и, если можно, на каждом уроке. Можно решать эту задачу и при выполнении учащимися учебных заданий.
Средств и путей для самостоятельности учащихся, в том числе и при работе на уроке, очень много. Это, прежде всего, такая организация выполнения задания, при которой мастер не «ведет» учащегося «с одной ступеньки на другую», а дает задание большими частями, предоставляя ему самому разобраться в деталях. Задача в данном случае сводится к тому, чтобы дать рекомендации подобной организации работы.
Применение технических средств обучения в самостоятельной работе учащихся освоило Всесоюзное объединение производственных предприятий по производству учебно-наглядных пособий, и те, которые разрабатываются и изготавливаются педагогическими коллективами училищ.
Статьи по педагогике:
Экспериментальное исследование особенностей развития мелкой
моторики рук у детей 6-7 лет с речевыми нарушениями и у детей с нормальным
речевым развитием
Цель исследования: Выявить уровень развития мелкой моторики у детей подготовительной группы посредством графических приемов. Задачи: Получение информации о развитии мелкой моторики у каждого ребенка группы; Анализ полученных данных. Методика исследования: Составление карты речевого развития каждого ...
Анализ выполнения выпускниками основной школы Архангельской области
Анализ результатов государственной (итоговой) аттестации по географии позволяет получить объективную информацию о состоянии школьного географического образования в Архангельской области. Информация об уровне географической подготовки выпускников необходима работникам сферы образования на всех уровн ...
Приёмы развивающего чтения как средство развития самооценки личности
младших школьников на уроках чтения
По мнению ряда исследователей, таких как Л.Н. Засорина, В.С. Кукушина и др., развивающее чтение является одним из эффективных факторов, влияющих на процесс самооценивания личности младших школьников. Однако, как считает В.С. Кукушин, термин «развивающее чтение» ещё не получил признание в педагогике ...