Личный показ способов выполнения трудовых приемов мастером осуществляется в основном в процессе вводного инструктажа, а поэтому и содержание, и методика его осуществления должна быть разработана мастером в разделе методических рекомендаций по вводному инструктажу. Но применять этот важный метод обучения только на вводном инструктаже нельзя. Его следует широко использовать и в процессе самостоятельной работы учащихся на уроке. Рекомендации о том, какие трудовые приемы следует показать учащемуся, как это сделать, и должен дать мастер. Как уже говорилось, продолжительность многих уроков велика. Именно поэтому представляется нецелесообразным демонстрировать все трудовые приемы, с которыми сталкивается учащийся на уроке, во время вводного инструктажа. Часть из них можно показать и во время текущего инструктажа. Нередко трудовые приёмы, которые должен освоить учащийся на уроке, отличаются большой трудностью и потому не всегда могут быть понятны учащимся. Значит необходимо повторять и, иногда неоднократно. Задача мастера: обосновать повторение способов и приемов выполнения работы в ходе самостоятельной работы учащихся по выполнению учебного задания. На уроке мастер довольно часто демонстрирует не только трудовые приемы, но и наглядные пособия, помогающие понять осваимые процессы и операции.
Одной из задач мастера является вооружение учащегося умениями, в основе которых лежит глубокое понимание конкретных способов выполнения работы.
Казалось бы, эта задача полностью решается структурой учебного процесса, предусматривающей проведение теоретических занятий вначале, а практических в конце. Но очень велики возможности решения этого вопроса и в процессе каждого урока. Задача мастера и заключается в том, чтобы в каждом конкретном случае увидеть эти возможности и дать рекомендации по их использованию. Ему следует обратиться к разделу «Характеристика и учебно-воспитательные задачи темы», где определены вопросы, операции или приемы, наиболее
сложные для понимания и освоения учащимися. Необходимость научить учащихся безопасным приемам работы очевидна. Содержание и методика ознакомления с ними учащихся в процессе вводного инструктажа разработаны. Теперь предстоит дать рекомендации о том, как обеспечить практическое освоение учащимися этих требований. Их следует разрабатывать по двум направлениям: организация работы учащихся, текущий инструктаж мастера.
Разрабатывая первый из этих вопросов, мастер должен дать рекомендации о том, как материальная оснащенность урока будет способствовать созданию безопасных условий работы учащегося. При этом необходимо опираться на особенности выполнения задания. Во всех случаях рекомендации должны быть конкретными. Самостоятельность учащихся в работе одно из ценнейших качеств, которые необходимо вырабатывать в процессе всей учебно-воспитательной работы и, если можно, на каждом уроке. Можно решать эту задачу и при выполнении учащимися учебных заданий.
Средств и путей для самостоятельности учащихся, в том числе и при работе на уроке, очень много. Это, прежде всего, такая организация выполнения задания, при которой мастер не «ведет» учащегося «с одной ступеньки на другую», а дает задание большими частями, предоставляя ему самому разобраться в деталях. Задача в данном случае сводится к тому, чтобы дать рекомендации подобной организации работы.
Применение технических средств обучения в самостоятельной работе учащихся освоило Всесоюзное объединение производственных предприятий по производству учебно-наглядных пособий, и те, которые разрабатываются и изготавливаются педагогическими коллективами училищ.
Статьи по педагогике:
Формирование и контроль знаний младших школьников
на уроках физической культуры
В 2008-2009 учебном году на всех ступенях общего образования используется комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов. Основные содержательные линии программы физического воспитания реализуется в двух направления – развитие двигательных умений и навыков, развитие и совершенст ...
Причины неуспеваемости детей
Рассмотрим теперь более конкретно, какие причины чаще всего приводят к отставанию в общем развитии. Если проследить историю развития таких детей, то обнаруживается, что причиной чаще всего бывает какое-то заболевание, перенесенное в раннем детстве. Какое именно - не суть важно. Важно, что оно было ...
Основная задача речевого развития детей в дошкольном возрасте
Исследователи выделяют различные этапы в становлении речи детей и указывают различные возрастные границы. Так, например, А.Н. Леонтьев устанавливает 4 этапа в становлении речи детей: 1-й – подготовительный этап (от рождения до 1 года). Происходит подготовка к овладению речью. 2-й – преддошкольный э ...