Выявляя в качестве негативного последствия для развития образного мышления школьников расширение программы по литературе до «всеобщей» («… это будет еще более обширный перечень голых имен и названий произведений, … и все это будет так же основательно забываемо, не оставляя живых следов в умственном развитии учащихся»), В. В. Данилов развивал идею В. М. Фишера по этому вопросу. Представитель формального направления считал, что до тех пор, пока не иссякнет «повальное стремление количественно расширить программу литературы», достичь развития эстетического чувства, художественного вкуса у школьников будет невозможно. Таким образом, еще методика начала 20 века заявила в полный голос о недопустимости перегруженности программы по литературе, о ее пагубном отражении на литературном развитии учащихся.
Но, по убеждению В. В. Данилова, мало задумываться об обновлении школьной программы по литературе, нужно еще пересмотреть преподавание литературы в учительских институтах. «Если обучение должно развивать мышление учеников, то сам учитель должен обладать развитым мышлением в той или иной области знания», уметь в процессе преподавания литературы учитывать степень психологического развития учащихся. Возможно потому «ложно принятое стремление оживить программы и сделать их развивающим» не приводит ни к каким существенным результатам, ибо учителя «склонны принимать его (ученика) за нечто абсолютное» . Таким образом, вслед за В. П. Острогорским и В. В. Даниловым, в методике преподавания литературы постепенно набирает силу проблема методической подготовки учителя-словесника к полноценному и грамотному руководству процессом литературного развития школьников, которая требует разработки и решения.
Попытку осмыслить цель преподавания литературы с позиции «психологической школы» и формального направления в методике преподавания литературы предпринимает И. П. Плотников, автор «Методической трилогии» (1921-1923). Ученый-методист поддерживает идею В.В.Данилова касательно того, что на уроке литературы необходимо «углубление и уяснение образов, данных в произведении». Однако первостепенной целью изучения художественного произведения на уроках словесности И. П. Плотников считает не только развитие «мышления образами», но и «мышления понятиями» посредством чтения поэтических и прозаических литературы. Таким образом, при достижении поставленной цели необходимо учитывать художественную природу произведения. Диссертационные исследования А. Я. Подовинниковой «Активизация восприятия драматического произведения учащимися 9 классов: (На материале русской классики)» (1987), И.В.Полковниковой «Развитие читательского восприятия в процессе изучения лирических стихотворений в 7 классе» (1988), И.В.Рогожиной «Выявление авторской позиции в процессе школьного анализа эпического произведения» (1989) подтвердят, что процесс литературного развития школьников, в целом, строится с учетом жанрово-родовых особенностей текста.
Убежденный в том, что «важно не столько знать, сколько воспринять образы», И. П. Плотников предлагает применять на этапе анализа «формальный разбор» художественного произведения, который заключался в изучении языка, стиля и художественных приемов писателя. Еще В. В. Данилов, ратуя за сокращение программы по литературе «в некоторых ее частях, именно в области древнерусской литературы», писал о необходимости постижения красоты и изящности Слова: «Преподавание же древнерусской литературы должно использовать ту формально развивающую сторону ее, которой нет в произведениях новой литературы, именно древнерусский язык».
Статьи по педагогике:
Понятие «человек» и его интерпретация
В. Франкл, задавая себе вопрос: «Что же такое человек?», отвечал на него так: «Это существо, которое изобрело газовые камеры, но это и существо, которое шло в эти газовые камеры с гордо поднятой головой и молитвой на устах». Существует много разных подходов к раскрытию дефиниции «человек». Человек ...
Методические основы преподавания
Изучение моделирования и формализации позволяет решить одну из задач курса информатики - формирование у учащихся системно-информационной картины мира, а основные понятия этой содержательной линии, такие как объект, система, системный эффект, системный анализ, модель, моделирование, формализация явл ...
Создание условий для ознакомления с классической музыкой в ДОУ
Основные этапы ознакомления детей с музыкальным сопровождением Первый этап – первоначальное знакомство с музыкальным произведением. Здесь ставятся задачи: ознакомить учащихся с музыкальными фрагментами, научить вслушиваться и эмоционально откликаться на выраженные в них чувства. Второй этап – форми ...