Педагоги и родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течении всей его последующей жизни.
Культуры еды часто относят к гигиеническим навыкам, но её значение не только в выполнении физиологических потребностей. Она имеет этический смысл – ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом людям, и так же к тем, кто приготовил пищу.
С дошкольного возраста дети должны усвоить определенные привычки: нельзя класть локти на стол во время еды, есть надо с закрытым ртом, тщательно пережевывая пищу.
Овладение культурой еды – нелегкое для дошкольников дело, но осуществлять формирование этих навыков необходимо, надо добиваться, чтобы дети ели с удовольствием, с аппетитом и опрятно
Сущность составляющих элементов культуры поведения рассмотрим в Таблице № 1 – Компоненты культуры поведения, - что позволит более конкретно проследить задачи воспитания и их постепенное усложнение.
Таблица 1 - Компоненты культуры поведения
Культура деятельности |
Культура общения |
Культурно-гигиенические навыки |
1 |
2 |
3 |
- умение содержать в порядке рабочее место, где ребенок занимается, трудиться; |
- формы обращения к старшим и сверстникам при встрече и расставании; - приемы обращения с просьбой, вопросом; |
- умывание; - чистка зубов; - причесывание; |
- бережно относиться к вещам, книгам и др. - сформированность привычки доводить начатое дело до конца; |
- умение просить извинения; - правила поведения в общественных местах; - правила поведения в гостях; - правила поведения при знакомстве; - умение спокойно, правильно реагировать, на замечания, не вступая в пререкания. |
- выполнение утренней гимнастики; - Содержание в чистоте своей одежды и др. |
Таким образом, мы дали определение культуры поведения, её основных компонентов, выявили их сущность, структурировано выделив основные моменты в таблицу.
Задачи воспитания культуры поведения у дошкольников старшего возраста в различных сферах деятельности представлены в приложении 1.
Далее мы более подробно остановимся на содержании основных элементов культуры поведения.
Статьи по педагогике:
Эмоции и мотивы
Регуляция действий может происходить в двух принципиально различных формах: в форме непосредственной реакции и в форме целенаправленной активности. Более элементарные формы поведения человека - реактивные - являются эмоциональными процессами, более сложные - целенаправленные - осуществляются благод ...
Преступность как форма проявления делинквентного поведения детей и подростков
Преступность несовершеннолетних и молодежи во всем мире является одной из самых актуальных социальных проблем. Рост такой преступности характерен для всех развитых стран мира. К основным причинам преступности несовершеннолетних и молодежи ученые относят безработицу среди молодежи, неуверенность мо ...
Методика проведения вводного инструктажа
В качестве основных в разделе следует определить и обосновать следующие вопросы: содержание проверки знаний и умений, с которыми учащийся приступает к уроку; содержание объяснений мастера; содержание личного показа мастера; последовательность изложения нового материала; методы ознакомления учащихся ...