Фиксируется – как действует ребенок рукой, с какой стороны кладет бабочек (справа или слева), положил ли столько же бабочек, сколько листочков, проговаривает ли ребенок свои действия вслух, ровно ли кладет на каждый листочек по одной бабочке, что делает с оставшимися лишними бабочками.
6. Прием приложения.
Для ребенка приготовлено много пенечков из картона. Ребенку дается карточка для приложения.
Задание: «Положи на карточку столько пенечков, сколько елочек. Или положи под каждую елочку один пенечек».
Фиксируется – как действует ребенок рукой, с какой стороны кладет бабочек (справа или слева), положил ли столько же пенечков, сколько на карточке елочек, проговаривает ли ребенок свои действия вслух, ровно ли кладет каждый пенечек под елочки, что делает с оставшимися лишними пенечками.
7. Определение равенства и неравенства предметов путем поэлементного сравнения. Ребенку предлагается две карточки с яблоками. На одной карточке нарисовано восемь зеленых яблок, на другой – девять желтых яблок. Задание ребенку: «Мишка собрал вот столько яблок (показать карточку с зелеными яблоками), а белочка вот столько (показать карточку с желтыми яблоками). Как ты думаешь, поровну ли яблок у каждого из них? Как ты узнал?»
8. Установление поэлементного количественного соответствия. Ребенку дается две карточки с изображением грибов (на одной карточке пять цветных грибов, на другой – шесть не цветных). Задание ребенку: «Раскрась столько грибов, сколько нарисовано на этой (цветной) карточке».
Критерии для оценки заданий:
Фиксируем количество правильно выполненных заданий, ошибки, трудности детей. Подсчитываем количество баллов.
- Выполняет задание, правильные и точные ответы на вопросы взрослого. Точные способы действия. Активен, заинтересован – 3 балла.
- Выполняет большую часть заданий. Есть не большие ошибки, пользуется помощью взрослого. Активен, заинтересован – 2 балла.
- Выполняет половину заданий. Есть ошибки, помощь взрослого, не всегда отвечал на вопрос. Не точные способы действия. Не всегда активен, нет интереса – 1 балл.
- Ребенок почти не выполняет ни одного задания. Отказывается от выполнения заданий. При выполнении заданий допускает много ошибок в способах действий, не отвечает на вопросы взрослого. Не активен, не заинтересован – 0 баллов.
Методика № 2 «Беседа с воспитателями экспериментальной и контрольной групп»
Цель: Выявить условия для формирования представлений о множестве в экспериментальной и контрольной группах.
Инструкция: ответьте, пожалуйста, на вопросы:
1. По какой программе работаете?
2. Когда начали знакомиться с множествами?
3. Какие занятия и сколько планируются по программе по работе с множествами?
4. Планируется ли работа по множествам в свободное от занятий время?
5. Есть ли индивидуальная работа по формированию представлений о множестве?
6. Какая есть и используется литература для знакомства с множествами на занятиях и индивидуально?
7. Какие используются дополнительно тетради для работы с множествами?
8. Какие игры и игровые приемы используете на занятиях и вне их по формированию представлений о множестве?
Анализируя ответы воспитателя необходимо выделить какое место занимает формирование представлений о множестве в предматематической подготовки детей, какие имеются средства, по какой методике проводится работа, на сколько осмысленна эта работа самим педагогом.
Методика № 3 «Анализ развивающей среды в группах по математике»
Цель: Проанализировать развивающую среду по математике в экспериментальной и контрольной группах.
Выявляя условия для формирования представлений о множестве, обратить свое внимание на программу группы, материальные условия для обучения представлений о множестве, технологию и начало (сроки) работы по формированию представлений о множестве.
Анализ результатов констатирующего эксперимента в экспериментальной и контрольной группах
Методика 1
Результаты сформированности представлений о множестве и способов действий с ними у детей экспериментальной группы Табл. 1
№ |
Ф.И. ребенка |
№ задания |
Кол-во баллов | |||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 | |||
1 |
Матвей А. |
1 |
2 |
1 |
2 |
3 |
3 |
0 |
0 |
12 |
2 |
Максим П. |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
3 |
0 |
0 |
14 |
3 |
Софита И. |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
2 |
1 |
0 |
5 |
4 |
Ярослав К. |
1 |
3 |
1 |
2 |
3 |
2 |
0 |
0 |
12 |
5 |
Никита У. |
0 |
1 |
1 |
1 |
2 |
3 |
0 |
0 |
8 |
6 |
Ева М. |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
3 |
0 |
2 |
16 |
7 |
Соня Я. |
1 |
3 |
0 |
3 |
3 |
3 |
0 |
0 |
15 |
8 |
Настя С. |
0 |
2 |
1 |
3 |
3 |
3 |
0 |
0 |
12 |
9 |
Егор З. |
0 |
1 |
1 |
1 |
2 |
3 |
0 |
0 |
8 |
10 |
Максим Х. |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
3 |
0 |
0 |
10 |
Кол-во баллов по каждому заданию у всех детей |
9 |
19 |
9 |
18 |
24 |
26 |
1 |
4 |
112 | |
Средний результат |
0,9 |
1,9 |
0,9 |
1,8 |
2,4 |
2,6 |
0,1 |
0,4 |
11,2 |
Статьи по педагогике:
Применение методов Е.Б. Вахтангова в современных педагогических
ВУЗах
Традиционной особенностью российской системы образования является ее профессиональная направленность. Между тем изменения социально-экономической ситуации в стране создают предпосылки к конкретным преобразованиям в системе высшего педагогического образования. И тому есть причины. В частности, паден ...
Психология и педагогика младшего школьника
Младший школьник (от 7(6) до 10 лет). Приход ребенка в школу коренным образом меняет его социальное положение: он был большим и старшим в детском саду и во дворе, среди малышей, у него не было серьезных и ответственных постоянных обязанностей, ведущей деятельностью была игра. В школе он стал самым ...
Анализ состояния функционального базиса письма у старших дошкольников с
нарушением речи
Письмо и чтение представляют собой особые формы речевой деятельности, имеющие сложную психологическую структуру. Формирование навыков письма и чтения тесно связано с развитием устной речи. Поэтому при недоразвитии устной речи возникает необходимость обследовать не только уровень развития языковых с ...