10
Ежели иногда случится, что девица по прошествии урочных лет осиротеет или других каких ради причин в оном обществе сама остаться пожелает, оное ей дозволяется, но не более как на два или на три года, не в числе классных.
О разделении принимаемых девиц на четыре возраста
I Возраст от шести до девяти лет
Учение
исполнение закона и катехизм
все части воспитания и благонравия
российский и
иностранный языки
арифметика
рисование
танцевание
музыка вокальная и инструментальная
шитье и вязание всякого рода
II Возраст от девяти до двенадцати лет
Учение
география
история
некоторая часть экономии, или домостроительства
III Возраст от двенадцати до пятнадцати лет
Учение
Продолжение всего прежнего. При том
словесные науки, к коим принадлежит чтение исторических и нравоучительных книг
часть архитектуры и геральдики
зачинают действительно вступать в экономию по очереди
IV Возраст от пятнадцати до восемнадцати лет
Учение
знание совершенное закона
все правила доброго воспитания, благонравия, светского обхождения и учтивости
повторение всего прежнего, в чем совершенного знания еще не имеют
во все части экономии вступают по очереди
О госпоже начальнице
1
Как скоро госпожа начальница…определена будет, то и получает она от того часа всю власть в распоряжениях всего дома и над всеми в должностях при оном находящимися.
2
Она печется с крайним прилежанием о сохранении, наставлении воспитываемого младого стада… Поелику же она над всем оным обществом имеет полную власть, то и долженствует непременно верно и обстоятельно ведать о всем, что в нем ни происходит, не пренебрегая ни малейшей подробности, кроме разве таких случаев, в которых она положиться может на госпожу правительницу, коей исправность и неусыпное смотрение ей известны быть должны.
3
…она…при выпуске их из сего общества дает им свидетельства об их поведении…
4
Паче всего старается она содержать предписанный в уставе порядок, которому прочие госпожи в воспитании и наставлении молодых девиц без всякой отмены следовать должны. Чего ради часто в разные и неожиданные времена посещает классы, дабы присутствием своим тем надежнее содержать каждую при своей должности.
О госпожах надзирательницах
1
Госпож надзирательниц для двухсот девиц определяется четыре: в каждом классе по одной. Должность их состоит в том, чтобы прилежно смотреть за девицами ее класса при всех случаях; и если которая из них в чем преступит, то поправлять ее с благопристойною кротостию, а сверх сего, долженствуют они вспомоществовать госпожам учительницам в преподаваемых ими наставлениях. А буде которая за болезнью или для другой какой законной причины при классе быть не может, тогда надзирательница занимает на то время ее место.
2
В сем случае госпожи надзирательницы следуют в обучении девиц тому же порядку, какому следовали учительницы, и для того держатся они и всех прочих до того принадлежащих правил, не отлучаясь уже от девиц ни во время учения, ни во время отдохновения, но исполняют во всем должность учительницы.
3
Имеют они преимущество над учительницами, но ограниченное. Главная их должность непрестанно быть при них и смотреть, чтоб благопристойность, во всем надлежащий порядок, успехи, чистота и учтивость наблюдаемы были в высшей степени, приобучая к тому девиц таким образом, что они сделанную в таких нежных летах привычку не покинут до глубокой старости.
4
Сего ради неусыпным трудолюбием каждая в своем классе приводить оное в совершенство старается. От ее глаз и примечания не должны скрываться и малейшие подробности.
Статьи по педагогике:
Клинико-психологическая характеристика детей с РДА
Синдром детского аутизма как самостоятельная клиническая единица был впервые выделен Л. Каннером в 1943 году. Аутизм (от латинского слова authos - сам), по О.С. Никольской, проявляется как отрыв от реальности, отгороженность от мира, отсутствие или парадоксальность реакций на внешние воздействия, п ...
Предпосылки развития девиации и анализ их типов в подростковом возрасте
Переходный период, как лакмусовая бумага, проявляет все пороки общества. Подростковый возраст — самый трудный и сложный из всех детских возрастов. Его еще называют переходным возрастом, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрел ...
Основные типы технологий в учебных заведениях нового типа
В качестве первого фактора (интегрированной характеристики) университета дистанционного обучения рассматривается тип используемых в учебном процессе информационных технологий. При этом необходимо подчеркнуть два важных аспекта. Во-первых, такая очередность рассмотрения факторов вовсе не означает пр ...