Школа-центр интегрированного обучения и диагностики - новый тип педагогического заведения для детей с отклонениями в развитии

Образование и воспитание » Интеграция детей с нарушенным зрением и слухом » Школа-центр интегрированного обучения и диагностики - новый тип педагогического заведения для детей с отклонениями в развитии

Страница 1

Среди открывшихся за последнее время в С. - Петербурге учреждений нового типа есть школа-центр (Невский р-н), работающая на стыке педагогики и медицины.

Статистика показывает, что количество обращений к психологам, психиатрам и невропатологам по поводу различного рода нарушений у детей с каждым годом возрастает, и проблема оказания им помощи в целях своевременной реабилитации остро стоит перед врачами и дефектологами.

Оценка уровня интеллектуального развития детей, испытывающих затруднения в освоении учебной программы массовых общеобразовательных школ, и соединение учебно-воспитательной работы с научно-диагностической становятся необходимостью.

Социальные условия, ухудшение которых в настоящее время мы наблюдаем, в большой степени оказывают влияние на уровень интеллектуального развития детей. Поэтому наряду со школьниками, имеющими органические или функциональных нарушения центральной нервной системы, встречаются и такие, которые имеют выраженное снижение интеллектуального развития вследствие неблагоприятных условий, в которых они живут.

Одноразовое обследование, даже если оно носит комплексный характер, не может дать окончательного ответа на вопрос о причинах нарушения психического развития школьника, глубине и обратимости наблюдаемых отклонений. Поэтому появление в сентябре 1992г. действующей школы-центра интегрированного обучения и диагностики № 34 педагогической общественностью города было оценено как своевременное.

Нами были разработаны вопросы организации учебного и диагностического центра и его концепция. В основе последней лежит возможность ранней диагностики отклонений психического развития, комплексного психолого-медико-педагогического подхода к диагностическо-реабилитационному процессу, гибкого динамичного подбора разноуровневых и разнотемповых учебных программ для каждого учащегося с учетом его личностных особенностей и резервных возможностей.

В школе-центре созданы оптимальные условия для проведения динамичного наблюдения и обследования психологом, невропатологом, психиатром, дефектологом, логопедом, педиатром детей в процессе овладения ими одной из четырех программ: для детей с нормальным интеллектом, для детей с задержкой психического развития и для детей с умственной отсталостью в степени дебильности и имбецильности.

Специалисты, развивая способности ребенка, используя все имеющиеся у него резервы развития, осуществляя коррекционно-реабилитационную работу, наблюдают, исследуют и диагностируют глубину нарушений, причины и виды затруднений, возникающих у ребенка в процессе динамики его развития.

Если в процессе диагностики выявляются органические или функциональные нарушения центральной нервной системы, ребенка, по согласованию с родителями, плавно переключают на более легкий тип учебной программы и наблюдают, как идете освоение. В случае если ребенок, напротив, проявил более высокие интеллектуальные способности, чем это было определено первоначальным обследованием, ему предоставляется возможность проверить свои силы в освоении более сложной учебной программы.

Таким образом, в отличие от других школ, работающих по единой программе, в школе-центре для каждого ученика индивидуально подбирается своя, адекватная его возможностям программа, что позволяет ребенку использовать все имеющиеся у него резервы и способности.

Система работы данного образовательного учреждения включает 3блока: учебно-воспитательный, диагностическо-реабилитационный и коррекционно-оздоровительный. Поэтому помимо выбора оптимальной учебной программы в задачу диагностического сектора входит выработка индивидуальной коррекционно-реабилитационной программы, которую осуществляют такие специалисты, как психолог, невропатолог, психиатр, логопед, массажист, дефектолог, фитотерапевт, педиатр, инструктор ЛФК. Пользуясь сетью специальных кабинетов, эти специалисты применяют разнообразные виды коррекции - лечебный и общеукрепляющий массаж, психотренинги, сеансы электросна и др. Для коррекционных занятий, направленных на развитие всех анализаторов и всех видов чувствительности, используется студийная форма работы: есть студии мелкой пластики, сенсорного развития и речедвигательной моторики. Такая форма работы помогает преодолеть трудности межличностных отношений, активизировать познавательную деятельность, при этом у учащихся формируются трудовые навыки, выявляются творческие способности.

Страницы: 1 2

Статьи по педагогике:

Семья как специфическая педагогическая система. Особенности развития современной семьи
Социология рассматривает семью как часть целого общественного организма, как клетку общества, как социальный воспитательный коллектив. Все изменения, происходящие в социально – экономической сфере, обязательно находят свое отражение в семье. В отличие от других социальных коллективов – производстве ...

Роль самооценки в профессиональном самоопределении
В психологии самооценка рассматривается как феномен самопознания. Самопознание – это осознание человеком самого себя, своего «Я». Осознать самого себя – значит дать отчет себе относительно своих сил, возможностей, личных качеств, уровня их развития, то есть оценить их в должной мере. Само слово «са ...

Психология и педагогика поздней юности и взрослости
Поздняя юность — период от 18 до 23 (25) лет. Человек в этом возрасте является взрослым и в биологическом, и в социальном отношении. Ведущей сферой деятельности становится труд с дифференциацией профессиональных интересов. Образование является специальным, профессиональным. Возрастает степень матер ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru