Исследование правовой грамотности детей старшего дошкольного возраста как элемента правовой социализации

Образование и воспитание » Правовая социализация детей старшего дошкольного возраста » Исследование правовой грамотности детей старшего дошкольного возраста как элемента правовой социализации

Страница 1

Ознакомление детей с правами является начальным этапом приобщения их к демократическим и гуманистическим ценностям, правовой культуре. Изучение правовой грамотности, первоначальных представлений детей о правах ребенка и степени усвоения ими нравственно-правовых норм поведения возможно путем проведения устного опроса, беседы, тестирования, наблюдения за ребенком.

С целью выявления уровня правовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста нами был проведен констатирующий эксперимент.

Экспериментальное исследование было проведено в период с марта 2012 года по май 2012 года, на базе Центра психолого – медико – социального сопровождения №2 города Красноярска. ЦПМСС №2 является образовательным учреждением для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Цель работы данного центра заключается в оказании психолого-педагогической, медико-социальной помощи в обучении, воспитании, реабилитации и оперативной социальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и детям из неблагополучных семей.

Также на базе центра осуществляется работа по обучению и воспитанию детей 4 – 5 и 5 – 6 лет в группах кратковременного пребывания, где дети находятся по 3 часа в день, 3 раза в неделю. Для проведения констатирующего эксперимента была сформирована экспериментальная группа, в которую вошли 14 детей 5 – 6 лет из группы кратковременного пребывания.

Основным критерием, который учитывался при комплектовании экспериментальной группы, был возраст испытуемых (5 – 6 лет).

На основании бесед с психологом, социальным педагогом, родителями, а также, изучив психологическую и педагогическую документацию, были получены следующие данные об особенностях испытуемых:

- 92,9% (13 человек) составили дети 6 лет, 7,1% (1 человек) – 5 лет;

- 71,4% (10 человек) – мальчики, 28,6% (4 человека) – девочки;

- 92,9% (13 человек) живут в благоприятных социально – бытовых условиях, 7,1% (1 человек) – воспитывается в социально неблагополучной среде;

-21,4% (3 человека) воспитываются в неполных семьях, 78,6% (11 человек) испытуемых воспитываются в полных семьях, из них 21,4% (3 человека) – дети из многодетных семей;

-100% (14 человек) испытуемых ранее дошкольные образовательные учреждения не посещали, 57,1% (8 человек) из них занимаются в группе кратковременного пребывания 2 года, 42,9% (6 человек) – 1 год.

Эксперимент проходил в 2 этапа:

- первый этап включал в себя выявление уровня правовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста до проведения занятий, направленных на формирование их правового сознания (март 2012);

-второй этап представлял собой контрольный срез знаний детей о их правах, обязанностях и нормах поведения после проведения специализированных занятий (март – май 2012).

Занятия проходили 2 раза в неделю по 30 минут, всего было проведено 16 занятий (6 – диагностических, 10 – развивающих).

При проведении констатирующего эксперимента и контрольного среза знаний использовались адаптированные методики, предложенные Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной для выявления уровня самосознания и самооценки у дошкольников, включающие сравнительную оценку нравственных качеств у себя и сверстников.

Констатирующий эксперимент включал в себя 3 серии заданий:

1. Опрос детей на тему "Права ребенка"

2. Беседа "Как поступить?"

3. Тест "Что такое хорошо, что такое плохо?"

Далее целесообразно привести вопросы, составляющие основу опросника"Права ребенка":

1. Знаешь ли ты, что у каждого ребенка есть свои права?

2. Как ты думаешь, что такое право?

3. Какие права есть у тебя и других детей?

4. Какие права ты считаешь самыми важными?

5. Кто у нас больше всего нуждается в праве на защиту?

6. Кто защищает права детей?

7. Можешь ли ты сам защитить свои права и права других детей?

На основе анализа ответов детей, нами условно были выделены 3 уровня правовой грамотности:

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по педагогике:

Современная образовательная система в Японии: традиция и тенденции развития
Система образования в Японии. Основной задачей политики японского государства в сфере образования стало воспитание и обучение творческой, неординарно мыслящей, гармоничной и духовно богатой личности, способной действовать в разнообразно консолидированных общественных и государственных структурах. В ...

Влияние эмоций на познавательные процессы
Под влиянием эмоций течение всех познавательных процессов может изменяться. Эмоции могут избирательно способствовать одним познавательным процессам и тормозить другие. Человек, находящийся в эмоционально нейтральном состоянии, реагирует на предметы в зависимости от их значимости, при этом, чем важн ...

Методологические основы воспитания детей с недостатками слуха
Диалектика воспитания раскрывается в сложной взаимозависимости объективного и субъективного, внутреннего и внешнего. Требования, предъявляемые педагогом ученику, осознаются, становятся для него внутренними и реализуются впоследствии в практической деятельности ученика. Для детей с недостатками слух ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru