Ознакомление детей с правами является начальным этапом приобщения их к демократическим и гуманистическим ценностям, правовой культуре. Изучение правовой грамотности, первоначальных представлений детей о правах ребенка и степени усвоения ими нравственно-правовых норм поведения возможно путем проведения устного опроса, беседы, тестирования, наблюдения за ребенком.
С целью выявления уровня правовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста нами был проведен констатирующий эксперимент.
Экспериментальное исследование было проведено в период с марта 2012 года по май 2012 года, на базе Центра психолого – медико – социального сопровождения №2 города Красноярска. ЦПМСС №2 является образовательным учреждением для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Цель работы данного центра заключается в оказании психолого-педагогической, медико-социальной помощи в обучении, воспитании, реабилитации и оперативной социальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и детям из неблагополучных семей.
Также на базе центра осуществляется работа по обучению и воспитанию детей 4 – 5 и 5 – 6 лет в группах кратковременного пребывания, где дети находятся по 3 часа в день, 3 раза в неделю. Для проведения констатирующего эксперимента была сформирована экспериментальная группа, в которую вошли 14 детей 5 – 6 лет из группы кратковременного пребывания.
Основным критерием, который учитывался при комплектовании экспериментальной группы, был возраст испытуемых (5 – 6 лет).
На основании бесед с психологом, социальным педагогом, родителями, а также, изучив психологическую и педагогическую документацию, были получены следующие данные об особенностях испытуемых:
- 92,9% (13 человек) составили дети 6 лет, 7,1% (1 человек) – 5 лет;
- 71,4% (10 человек) – мальчики, 28,6% (4 человека) – девочки;
- 92,9% (13 человек) живут в благоприятных социально – бытовых условиях, 7,1% (1 человек) – воспитывается в социально неблагополучной среде;
-21,4% (3 человека) воспитываются в неполных семьях, 78,6% (11 человек) испытуемых воспитываются в полных семьях, из них 21,4% (3 человека) – дети из многодетных семей;
-100% (14 человек) испытуемых ранее дошкольные образовательные учреждения не посещали, 57,1% (8 человек) из них занимаются в группе кратковременного пребывания 2 года, 42,9% (6 человек) – 1 год.
Эксперимент проходил в 2 этапа:
- первый этап включал в себя выявление уровня правовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста до проведения занятий, направленных на формирование их правового сознания (март 2012);
-второй этап представлял собой контрольный срез знаний детей о их правах, обязанностях и нормах поведения после проведения специализированных занятий (март – май 2012).
Занятия проходили 2 раза в неделю по 30 минут, всего было проведено 16 занятий (6 – диагностических, 10 – развивающих).
При проведении констатирующего эксперимента и контрольного среза знаний использовались адаптированные методики, предложенные Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной для выявления уровня самосознания и самооценки у дошкольников, включающие сравнительную оценку нравственных качеств у себя и сверстников.
Констатирующий эксперимент включал в себя 3 серии заданий:
1. Опрос детей на тему "Права ребенка"
2. Беседа "Как поступить?"
3. Тест "Что такое хорошо, что такое плохо?"
Далее целесообразно привести вопросы, составляющие основу опросника"Права ребенка":
1. Знаешь ли ты, что у каждого ребенка есть свои права?
2. Как ты думаешь, что такое право?
3. Какие права есть у тебя и других детей?
4. Какие права ты считаешь самыми важными?
5. Кто у нас больше всего нуждается в праве на защиту?
6. Кто защищает права детей?
7. Можешь ли ты сам защитить свои права и права других детей?
На основе анализа ответов детей, нами условно были выделены 3 уровня правовой грамотности:
Статьи по педагогике:
Современная образовательная система в Японии: традиция и тенденции развития
Система образования в Японии. Основной задачей политики японского государства в сфере образования стало воспитание и обучение творческой, неординарно мыслящей, гармоничной и духовно богатой личности, способной действовать в разнообразно консолидированных общественных и государственных структурах. В ...
Влияние эмоций на познавательные процессы
Под влиянием эмоций течение всех познавательных процессов может изменяться. Эмоции могут избирательно способствовать одним познавательным процессам и тормозить другие. Человек, находящийся в эмоционально нейтральном состоянии, реагирует на предметы в зависимости от их значимости, при этом, чем важн ...
Методологические основы воспитания детей с недостатками слуха
Диалектика воспитания раскрывается в сложной взаимозависимости объективного и субъективного, внутреннего и внешнего. Требования, предъявляемые педагогом ученику, осознаются, становятся для него внутренними и реализуются впоследствии в практической деятельности ученика. Для детей с недостатками слух ...