Исследование правовой грамотности детей старшего дошкольного возраста как элемента правовой социализации

Образование и воспитание » Правовая социализация детей старшего дошкольного возраста » Исследование правовой грамотности детей старшего дошкольного возраста как элемента правовой социализации

Страница 1

Ознакомление детей с правами является начальным этапом приобщения их к демократическим и гуманистическим ценностям, правовой культуре. Изучение правовой грамотности, первоначальных представлений детей о правах ребенка и степени усвоения ими нравственно-правовых норм поведения возможно путем проведения устного опроса, беседы, тестирования, наблюдения за ребенком.

С целью выявления уровня правовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста нами был проведен констатирующий эксперимент.

Экспериментальное исследование было проведено в период с марта 2012 года по май 2012 года, на базе Центра психолого – медико – социального сопровождения №2 города Красноярска. ЦПМСС №2 является образовательным учреждением для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Цель работы данного центра заключается в оказании психолого-педагогической, медико-социальной помощи в обучении, воспитании, реабилитации и оперативной социальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и детям из неблагополучных семей.

Также на базе центра осуществляется работа по обучению и воспитанию детей 4 – 5 и 5 – 6 лет в группах кратковременного пребывания, где дети находятся по 3 часа в день, 3 раза в неделю. Для проведения констатирующего эксперимента была сформирована экспериментальная группа, в которую вошли 14 детей 5 – 6 лет из группы кратковременного пребывания.

Основным критерием, который учитывался при комплектовании экспериментальной группы, был возраст испытуемых (5 – 6 лет).

На основании бесед с психологом, социальным педагогом, родителями, а также, изучив психологическую и педагогическую документацию, были получены следующие данные об особенностях испытуемых:

- 92,9% (13 человек) составили дети 6 лет, 7,1% (1 человек) – 5 лет;

- 71,4% (10 человек) – мальчики, 28,6% (4 человека) – девочки;

- 92,9% (13 человек) живут в благоприятных социально – бытовых условиях, 7,1% (1 человек) – воспитывается в социально неблагополучной среде;

-21,4% (3 человека) воспитываются в неполных семьях, 78,6% (11 человек) испытуемых воспитываются в полных семьях, из них 21,4% (3 человека) – дети из многодетных семей;

-100% (14 человек) испытуемых ранее дошкольные образовательные учреждения не посещали, 57,1% (8 человек) из них занимаются в группе кратковременного пребывания 2 года, 42,9% (6 человек) – 1 год.

Эксперимент проходил в 2 этапа:

- первый этап включал в себя выявление уровня правовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста до проведения занятий, направленных на формирование их правового сознания (март 2012);

-второй этап представлял собой контрольный срез знаний детей о их правах, обязанностях и нормах поведения после проведения специализированных занятий (март – май 2012).

Занятия проходили 2 раза в неделю по 30 минут, всего было проведено 16 занятий (6 – диагностических, 10 – развивающих).

При проведении констатирующего эксперимента и контрольного среза знаний использовались адаптированные методики, предложенные Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной для выявления уровня самосознания и самооценки у дошкольников, включающие сравнительную оценку нравственных качеств у себя и сверстников.

Констатирующий эксперимент включал в себя 3 серии заданий:

1. Опрос детей на тему "Права ребенка"

2. Беседа "Как поступить?"

3. Тест "Что такое хорошо, что такое плохо?"

Далее целесообразно привести вопросы, составляющие основу опросника"Права ребенка":

1. Знаешь ли ты, что у каждого ребенка есть свои права?

2. Как ты думаешь, что такое право?

3. Какие права есть у тебя и других детей?

4. Какие права ты считаешь самыми важными?

5. Кто у нас больше всего нуждается в праве на защиту?

6. Кто защищает права детей?

7. Можешь ли ты сам защитить свои права и права других детей?

На основе анализа ответов детей, нами условно были выделены 3 уровня правовой грамотности:

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по педагогике:

Система качеств знаний учащихся
Известно, что зависимость продуктивности обучения от количества, качества, полноты, своевременности (оперативности), глубины, объективности контролирования является одной из общих закономерностей дидактического процесса. Для ее практического осуществления необходимо определить понятия, выяснить зав ...

Стресс
Всякий раз, когда человек подвергается непривычно сильной нагрузке. Он проходит через три стадии: вначале ему чрезвычайно трудно, затем он привыкает и обретает "второе дыхание" и, наконец, теряет силы и вынужден прекратить работу. Такая трехфазная реакция является общим законом - это общи ...

Методы и приемы обучения детей раннего возраста конструированию из строительного материала
Методы обучения конструированию детей третьего года жизни разнообразны. Основное место занимает использование образца, выполненного воспитателем, сопровождаемое показом и подробным объяснением процесса возведения постройки. Методика конструирования по образцу сводится к тому, что воспитатель показы ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru