Проведение занятий с детьмипрежде всего должно быть направлено на вовлечение детей с раннего возраста в процесс формирования их правового (нравственно-правового) сознания.
К общим для всех занятий можно отнести следующие образовательные, воспитательные и развивающие цели и задачи:
ознакомление детей с основными сферами жизни общества, в которых действуют определенные правила (социальные нормы), людям предоставляются права, у человека возникают обязанности;
развитие понимания своей индивидуальности и индивидуальности других детей;
воспитание позитивного отношения к себе и окружающим, терпимости к непохожести;
развитие коммуникативной компетентности, навыков бесконфликтного общения и взаимодействия в различных жизненных ситуациях с ориентацией на ненасильственную модель поведения;
формирование правовых установок и ориентации на конструктивные способы разрешения конфликтных ситуаций и споров;
развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;
формирование уважительного отношения к установленным правилам поведения, неприятия насильственных и других асоциальных действий в отношении людей, животных, предметов окружающего мира;
развитие умений анализировать свои поступки, сравнивать их с общепринятыми нормами поведения, в корректной форме высказать порицание в адрес других людей, принимать или терпимо относиться к желаниям окружающих;
формирование представления о личной ответственности за совершенные нарушения правил;
развитие умений ограничивать свои желания;
формирование уважительного отношения к представителям других национальностей и культуре народов мира;
формирование ценностного восприятия прав человека (ребенка);
углубление понимания детьми таких нравственно обусловленных понятий, как уважение, забота, достоинство, справедливость, дружба и т. д.
Основное внимание при разработке рекомендаций и подборе примерных занятий было сосредоточено на тех правах, понимание которых доступно уже в старшем дошкольном возрасте и которые позволяют акцентировать внимание детей на позитивном отношении к себе и другим, на заботе о них взрослыми, на их защищенности, поскольку именно психологический комфорт в этом возрасте позволит ребенку успешно развиваться в дальнейшем.
В основе содержания большинства занятий лежит ознакомление детей с понятиями «правило», «право» и с отдельными правами. Проводимые в рамках правового воспитания занятия помогают детям не только познакомиться с правами, со своими субъективными возможностями, но и почувствовать свою ответственность за тех, кто рядом, проявить самостоятельность. В ходе занятий важно пробудить активность детей, привить навыки общения, заложить позитивные качества личности ребенка.
К проведению занятий в рамках правового воспитания дошкольников применимы общие рекомендации по работе с детьми такого возраста. Занятия составлены так, чтобы в них происходила смена разных видов деятельности (беседы, игры, просмотр мультфильмов, слушание сказок и историй, рисование и др.).
Предложенные варианты вопросов для обсуждения сюжетов стихотворений, историй из художественных произведений, просмотренных мультфильмов, стимулируют детей к рассуждению и размышлению над существующими правилами и последствиями совершения персонажами тех или иных поступков, обучают их отражать и понимать происходящее в социально-правовой сфере.
Статьи по педагогике:
Методика формирование представлений о множестве у детей младшего
дошкольного возраста
Традиционный подход к формированию представлений о множестве разработала А.М. Леушина и включила в свою работу Л.С. Метлина. Во второй младшей группе начинают проводить специальную работу по формированию элементарных математических представлений. От того, насколько успешно будет организованно перво ...
Отметка в семейной жизни школьника
Педагогическая отметка выступает как основа развития отношений семьи к ребенку. Она появляется в семье ребенка без сопровождения оценки, отделившись от нее. Если в школе отметка еще была связана с оценкой, то в семье ученика отметка выступает самостоятельно, поэтому раскрыть, осмыслить отметку не т ...
Содержание и технологии формирования экологической культуры родителей путем
использования интернет - ресурсов
Экологическая культура должна занимать одно из центральных мест в воспитании подрастающего поколения посредством формирования личности или отдельных ее качеств в соответствии с идеалом, который нам задает общество. Уровень экологической культуры должен характеризоваться усвоением научных знаний, сф ...