Теоретический анализ понятия «отклоняющееся поведение»

Образование и воспитание » Отклоняющееся поведение как социально-педагогическая проблема » Теоретический анализ понятия «отклоняющееся поведение»

Страница 2

Крайнюю степень опасности представляет делинквентное поведение (от лат. delicti— преступное) — поведение, несущее опасность для жизни, здоровья и благосостояния людей. Критерии степени делинквентности поведения четко зафиксированы каждым обществом в своде уголовно наказуемых деяний с определением тяжести проступка и указанием меры наказания.

С позиции личности актуальным является разграничение отклоняющегося поведения по критерию «норма — патология». С этой точки зрения выделяют психологически нормальное и ненормальное (патологическое) поведение. Психологически нормальное отклоняющееся поведение — поведение, осуществляемое психически здоровым индивидом, осознающим цели, содержание и последствия своей деятельности. Патологическое отклоняющееся поведение — поведение, обусловленное наличием у человека явной или скрытой психопатологии, не позволяющей ему объективно оценивать цели и содержание своей деятельности, и, следовательно, верно предвидеть его результаты.

В социально-педагогической науке принято следующее понятие о формах отклонения в поведении в зависимости от его тяжести: шалость, проступок, правонарушение, преступление и рецидив (повторное преступление).

Пограничная зона между нормой и отклонением имеет существенное значение для работы социального педагога. Так, между нормальным типом поведения и отклоняющимся, то есть отмеченным такими чертами, как безволие, чрезмерная активность, гнев и страх, резко выраженная внушаемость и др., располагается неизмеримое количество переходных ступеней от нормы к социальному отклонению. Вследствие этого часто нет возможности провести четкую грань между естественным проявлением характера ребенка и отклонения в нем.

Отклоняющееся поведение имеет сложную природу, обусловленную самыми разнообразными факторами, находящимися в сложном взаимодействии и взаимовлиянии.

М.А. Галагузова выделила основные факторы, обусловливающие девиантное поведение несовершеннолетних:

Биологические факторы выражаются в существовании неблагоприятных физиологических или анатомических особенностей организма ребенка, затрудняющих его социальную адаптацию.

Психологические факторы, в которые включаются наличие у ребенка психопатологии или акцентуации (чрезмерное усиление) отдельных черт характера. Эти отклонения выражаются в нервно- психических заболеваниях, психопатии, неврастении, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обусловливающих неадекватные реакции подростка.

3. Социально-педагогические факторы выражаются в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания, в основе которых лежат половозрастные и индивидуальные особенности развития детей, приводящих к отклонениям в ранней социализации ребенка в период детства с накоплением негативного опыта; в стойкой школьной неуспешности

ребенка с разрывом связей со школой (педагогическая запущенность), ведущей к несформированности у подростка познавательных мотивов, интересов и школьных навыков.

4. Социально-экономические факторы включают социальное неравенство; расслоение общества на богатых и бедных; обнищание значительной массы населения, ограничение социально приемлемых способов получения достойного заработка; безработицу; инфляцию и, как следствие, социальную напряженность.

Особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно сопровождается различными проявлениями социальной дезадаптации.

Страницы: 1 2 3

Статьи по педагогике:

Учебно-материальная база технологического обучения
Область «Технология» обеспечивает формирование политехнических и общетрудовых знаний и умений в области технологии, экономики, организации и экологии современного производства, представления о перспективах его развития, о мире профессий, об основах предпринимательства, о ведении домашнего хозяйства ...

Отечественный и зарубежный опыт непрерывного обучения информатике с 1 по 11 класс средней общеобразовательной школы
Возраст, с которого дети начинают изучать информатику, неуклонно снижается. Об этом свидетельствует, как зарубежный, так и отечественный опыт, показывающий, что школьники младшего и среднего возраста хорошо усваивают основы информатики. В этой связи актуальными становятся принципы построения учебны ...

Характеристика понятия «личность». Структура личности
Развитие личности - одна из главных категорий в психологии и педагогике. Развитие личности понимается, как процесс количественных и качественных изменений под влиянием вешних и внутренних факторов. Развитие ведет к изменению качеств личности, к появлению новых свойств. Изменение личности от возраст ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru