Основные механизмы приспособления — ассимиляция и аккомодация.
Ассимиляция — процесс приспособления новой информации к существующим схемам действий, в ходе которого они не изменяются в принципе, а лишь уточняются, совершенствуются.
Аккомодация — пластичное изменение личности, при котором перестраиваются старые схемы действий и вырабатываются новые. Это приводит к перестройке, модификации имеющихся схем (понятий) и выработке новых.
В процессе приспособления к новой проблемной ситуации ассимиляция и аккомодация объединяются, их сочетание дает адаптацию. Завершает адаптацию установление равновесия, когда требования среды (задачи), с одной стороны, и схемы действий, которыми владеет ребенок, — с другой, приходят в соответствие. Интеллектуальное развитие стремится к стабильному равновесию. На каждом возрастном этапе равновесие нарушается и восстанавливается, и полная логическая уравновешенность достигается только в подростковом возрасте на уровне формальных операций.
Характер взаимоотношений между этими механизмами обусловливает качественное содержание умственной деятельности человека. На ранних стадиях развития любая умственная операция — компромисс между этими механизмами. Собственно логическое мышление — как высшая форма познавательного развития — результат гармонического синтеза между ними. Ж. Пиаже выделял такие периоды развития интеллекта, как сенсомоторный интеллект (0—2 года), репрезентативный интеллект и конкретные операции (2—11 лет), формальные операции (11 — 15 лет). Понятиями этого подхода также являются: представление о сохранении, трансдукция, эгоцентризм мышления, обратимость/необратимость мышления.
Деятельностная теория развития личности. Получила наибольшее распространение в отечественной психологии. Основателем деятельностной теории личности в отечественной психологии считается Алексей Николаевич Леонтьев (1903—1979). Им обосновано строение (архитектура) личности по трем важнейшим параметрам: связи индивида с миром, степени иерархичности деятельности, мотивационной сфере личности. Связи индивида с миром многогранны, а за ними лежат различия в содержании тех предметных и социальных отношений, которые заданы объективными условиями эпохи, нации, класса.
Поэтому подход к личности должен быть конкретно-историческим.
Основой для него служил структурный анализ деятельности, выделение в ней элементов, образующих систему, в которой важное место отводилось отношению между строением деятельности и строением сознания.
Кроме А.Н. Леонтьева большой вклад в развитие этого направления внесли СЛ. Рубинштейн, К.К. Платонов, Б.М. Теплов, Б.Г. Ананьев и другие исследователи. Согласно этой теории, главным источником развития личности является деятельность, т.е. сложная динамическая система взаимодействий субъекта с миром, под влиянием которой формируются свойства личности.
В деятельностной теории проблема личности является одной из центральных, исследуются ее свойства и особенности. Основными из них являются:
1)психологические свойства и Отношения (общая психология);
2)индивидуальные особенности и различия между людьми (дифференциальная психология);
3)межличностные связи и отношения, статус и роль личности в различных социальных общностях (социальная психология);
4)особенности общественного поведения и конкретных видов деятельности (прикладная психология).
Исходными характеристиками человека как субъекта деятельности, согласно Рубинштейну и Ананьеву, являются сознание (отражение объективной действительности) и деятельность (преобразование действительности). Именно деятельность служит краеугольным камнем в формировании свойств личности. Рубинштейн отмечал, что в труде, игре и учении — в них всех совместно и в каждом из них по-своему проявляется и формируется личность. Психическое содержание труда, игры и учения — это психическое содержание личности в труде, игре и учении.
Деятельности присущи две характеристики: предметность и субъектность.
Предметность выражается в том, что сам человек является носителем активности, источником преобразования действительности. В этом отношении характерна позиция К.А. Абульхановой-Славской, считающей, что субъект с учетом своих индивидуальных особенностей (возможностей и недостатков) согласует систему своих личностных качеств (чувств, мотиваций, воли) с системой объективных условий и требований решаемой задачи. Позиция субъекта — это комплексная характеристика психологических режимов деятельности в соответствии со способностями, состояниями, отношениями субъекта к задаче, с одной стороны, его стратегией и тактикой — с другой, наконец, с объективной динамикой деятельности (ее событиями и фрагментами) — с третьей. Согласно Абульхановой-Славской, предметность, присущая только человеческой' деятельности, непременно влечет за собой другую характеристику — субъектность, которая выражается в намерениях, потребностях, мотивах, целях.
Статьи по педагогике:
Приёмы развивающего чтения как средство развития самооценки личности
младших школьников на уроках чтения
По мнению ряда исследователей, таких как Л.Н. Засорина, В.С. Кукушина и др., развивающее чтение является одним из эффективных факторов, влияющих на процесс самооценивания личности младших школьников. Однако, как считает В.С. Кукушин, термин «развивающее чтение» ещё не получил признание в педагогике ...
Исследование физико-географических условий
Северного морского пути
Льды являются единственным препятствием для признания Северного морского пути – путем обычного нормального плавания. Толщина однолетних льдов 0,8–1,8 м, многолетних 3–4 м. Торосы обычно имеют высоту 3–5 м, в отд. случаях до 10–15 м. Встречаются айсберги и ледяные острова – оторвавшиеся участки шель ...
Задачи и содержание работы по обучению детей раннего возраста
конструированию из строительного материала
Программа конструктивной деятельности предусматривает в 1 младшей группе только конструирование из строительного материала. Для обучения детей раннего возраста конструированию используют наборы кубиков, кирпичиков, пластин и трехгранных призм, строительного материала М.П. Агаповой, а также строител ...