Средства речевого развития детей

Страница 1

К средствам речевого развития детей относят: общение взрослых и детей; культурную языковую среду, речь воспитателя; художественную литературу; различные виды искусства (изобразительное, музыка, театр).

Выделяют следующие принципы развития речи: взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей; коммуникативно-деятельностный подход к развитию речи; развитие языкового чутья; формирование элементарного осознания явлений языка; взаимосвязь работы над различными сторонами речи, развитие речи как целостного образования; обогащение мотивации речевой деятельности; обеспечение активной речевой практики.

М.М. Алексеевой и В.И. Яшиной разработаны программа курса «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников» и пособие «Речевое развитие дошкольников», где раскрываются задачи и направления развития речи дошкольников. Для решения задач речевого развития детей в целом, развития культуры речи можно рекомендовать родителям осуществлять работу с детьми дошкольного возраста по следующим направлениям:

1. Создание для ребенка развивающей речевой среды:

· дети должны иметь возможность ежедневно получать новую информацию об окружающем мире;

· родителям необходимо рассказывать детям интересные истории о разнообразных фактах и событиях;

· нужно учить детей общаться со сверстниками и взрослыми.

2. Формирование словаря:

· ознакомление с расширяющимся кругом предметов на различных этапах освоения предметного мира (спонтанно-исследовательский, вариативный, осознанно-исследовательский);

· обогащать словарь детей на основе расширения знаний и представлений из окружающей ребенка жизни;

· ознакомление с природой и социальной действительностью;

· введение в словарь новых слов, обозначающих качества, свойства и отношения: синонимов, антонимов, сравнений и т.д.;

· формирование обобщений, понятий;

· работа над смысловой стороной слова;

· осознание детьми слова как единицы языка;

· использование лексических упражнений, формирование у детей точности употребления лексики;

· использование в словарной работе произведений детских писателей, картин, пословиц, поговорок, загадок;

· сочетание словарной работы с разными видами деятельности детей.

3. Звуковая культура речи:

- словесные игры и упражнения для развития слухового восприятия, звукопроизношения («Угадай, что звучит», «Скажи, кто так кричит», «Кто топает?», «Картина-корзина» и др.);

· задания на осознанное звукопроизношение;

· знакомство с терминами «звук», «слово»;

· предупреждение и исправление ошибок в звукопроизношении;

· развитие фонетического слуха;

· работа над произносительной стороной речи, над речевым дыханием, темпом, ритмом, силой голоса, дикцией;

· использование речевого дидактического материала (дидактические игры, чистоговорки, скороговорки, пословицы, поговорки, загадки, стихи, потешки, считалки);

· работа по воспитанию звуковой культуры речи в повседневной жизни.

4. Грамматический строй речи:

· использование дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи;

· использование повседневного общения в преодолении трудностей освоения детьми грамматических норм родного языка;

· обучение словообразованию с помощью аффиксов (снег – снежинка - снежный – снеговик – подснежник);

· обучение синтаксису (способам соединения слов в словосочетания и предложения разных типов, простые и сложные;

· обучать детей изменять слова по падежам, согласовывать в роде и числе (игра «Чего не стало?», «Кого мы искупаем?» и т.п.);

Страницы: 1 2

Статьи по педагогике:

Особенности государственной аттестации выпускников основной школы по географии
География – единственный школьный предмет мировоззренческого характера, формирующий у учащихся целостное, комплексное, системное представление о Земле как планете людей. В сферу рассмотрения этого предмета входят естественные (природные) и общественные (население, социальные вопросы, хозяйство) объ ...

Новое в русской лексикографии
Но в настоящее время русская лексикография пополняется все новыми и новыми изданиями, предназначенными как для учителей русского языка и литературы, так и для учащихся школ. В 1989 г. вышел «Учебный словарь античных имен в русской поэзии» Н.М. Шанского, А.В. Филлипова. «Пособие состоит из 250 слова ...

Антропологически неприемлемые модели педагогического взаимодействия
Л.Н. Толстой считал, что воспитание есть умышленное формирование людей по известным образцам. Это высказывание очень точно раскрывает насильственный характер самой природы воспитания, но в процессе воспитания можно смягчать, использовать более опосредованные способы воздействия на воспитуемого, за ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru