К средствам речевого развития детей относят: общение взрослых и детей; культурную языковую среду, речь воспитателя; художественную литературу; различные виды искусства (изобразительное, музыка, театр).
Выделяют следующие принципы развития речи: взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей; коммуникативно-деятельностный подход к развитию речи; развитие языкового чутья; формирование элементарного осознания явлений языка; взаимосвязь работы над различными сторонами речи, развитие речи как целостного образования; обогащение мотивации речевой деятельности; обеспечение активной речевой практики.
М.М. Алексеевой и В.И. Яшиной разработаны программа курса «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников» и пособие «Речевое развитие дошкольников», где раскрываются задачи и направления развития речи дошкольников. Для решения задач речевого развития детей в целом, развития культуры речи можно рекомендовать родителям осуществлять работу с детьми дошкольного возраста по следующим направлениям:
1. Создание для ребенка развивающей речевой среды:
· дети должны иметь возможность ежедневно получать новую информацию об окружающем мире;
· родителям необходимо рассказывать детям интересные истории о разнообразных фактах и событиях;
· нужно учить детей общаться со сверстниками и взрослыми.
2. Формирование словаря:
· ознакомление с расширяющимся кругом предметов на различных этапах освоения предметного мира (спонтанно-исследовательский, вариативный, осознанно-исследовательский);
· обогащать словарь детей на основе расширения знаний и представлений из окружающей ребенка жизни;
· ознакомление с природой и социальной действительностью;
· введение в словарь новых слов, обозначающих качества, свойства и отношения: синонимов, антонимов, сравнений и т.д.;
· формирование обобщений, понятий;
· работа над смысловой стороной слова;
· осознание детьми слова как единицы языка;
· использование лексических упражнений, формирование у детей точности употребления лексики;
· использование в словарной работе произведений детских писателей, картин, пословиц, поговорок, загадок;
· сочетание словарной работы с разными видами деятельности детей.
3. Звуковая культура речи:
- словесные игры и упражнения для развития слухового восприятия, звукопроизношения («Угадай, что звучит», «Скажи, кто так кричит», «Кто топает?», «Картина-корзина» и др.);
· задания на осознанное звукопроизношение;
· знакомство с терминами «звук», «слово»;
· предупреждение и исправление ошибок в звукопроизношении;
· развитие фонетического слуха;
· работа над произносительной стороной речи, над речевым дыханием, темпом, ритмом, силой голоса, дикцией;
· использование речевого дидактического материала (дидактические игры, чистоговорки, скороговорки, пословицы, поговорки, загадки, стихи, потешки, считалки);
· работа по воспитанию звуковой культуры речи в повседневной жизни.
4. Грамматический строй речи:
· использование дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи;
· использование повседневного общения в преодолении трудностей освоения детьми грамматических норм родного языка;
· обучение словообразованию с помощью аффиксов (снег – снежинка - снежный – снеговик – подснежник);
· обучение синтаксису (способам соединения слов в словосочетания и предложения разных типов, простые и сложные;
· обучать детей изменять слова по падежам, согласовывать в роде и числе (игра «Чего не стало?», «Кого мы искупаем?» и т.п.);
Статьи по педагогике:
Общая характеристика внеурочной деятельности
Под внеурочной деятельностью понимается активное взаимодействие педагога с детьми, направленное на достижение определенных воспитательных целей. Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего воспитания и развития всегда были насущными для общества. Воспитан ...
Лингвистические основы изучения звуко-слоговой
структуры слова
Раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка, то есть способы образования (артикуляцию) и акустические свойства звуков, их изменения в речевом потоке, называется фонетикой. Звуковой строй конкретного языка изучается частной фонетикой. В отличие от нее общая фонетика на материале различных я ...
Интегрированный подход к обучению детей с нарушениями
слуха в России
Реализация интегрированного подхода к обучению детей с отклонениями в развитии рассматривается нами в плане перспектив и возможностей дальнейшего развития системы специального образования. При этом интеграция в образовательном процессе не является самоцелью, это одном из важных направлений подготов ...