Наибольший интерес для нас представляет раздел Lecture 2, т. к. в этом разделе представлены тексты, направленные на обучение изучающему чтению, в том числе и тексты художественной литературы.
Проанализируем УМК с позиции соответствия художественных текстов выделенным критериям отбора.
Можно сказать, что в УМК присутствуют художественные тексты, но их количество явно недостаточно. Выбор текстов соответствует учету адресата, то есть текст ориентирован на определенный контингент обучаемых, однако отметим, что в учебнике и в книге для чтения многие тексты представлены без иллюстраций. С точки зрения значимости и актуальности информации представленные художественные тексты создают возможности для накопления и уточнения знаний о культуре страны изучаемого языка, так называемых фоновых знаний, знакомят учащихся с художественными произведениями.
В целом, анализ отечественного пособия «Синяя птица» показал, что количество художественных текстов крайне недостаточно.
Обратимся так же к анализу дополнительной книги «L’oiseau bleu» méthode de Français exercices en lecture et écriture.
Как видно уже из названия данного пособия, в книге собраны упражнения на чтение и письмо. В разделе Lecture, собраны тексты разных жанров, в том числе и художественных.
Как правило, в школе учащиеся читают произведения, принадлежащие перу авторов XIX, либо начала XX века, и данное пособие не исключение. Но несмотря на то, что данные произведения отвечают требованиям, предъявляемым к текстам по чтению, хотелось бы заметить, что произведения, написанные столетие назад, не могут претендовать ни на объективное отражение современной действительности, ни на абсолютное соответствие языковой формы произведения нормам и правилам, которым следуют сегодняшние носители языка. Мы не игнорируем значимость произведений, представленных в данных учебных пособиях, однако современная художественная литература обязательно должна быть представлена, по причинам, изложенных выше.
Более того, не все тексты предусмотрены для изучающего чтения, в рамках дотекстовой работы отсутствуют упражнения, направленные на прогнозирование и облегчение понимания текста, отмечается недостаточное количество упражнений, направленных на развитие восприятия и понимания слов с национальной окраской. В рамках дотекстовой работы авторы предлагают следующее задание: «Прочитай заголовок и подзаголовок, определи жанр текста», т.е. отсутствуют упражнения направленные на прогнозирование и способствующие облегчить понимание текста, как уже было сказано выше.
В связи с этим следует разработать систему упражнений направленную на обучение изучающему чтению для успешной работы над аутентичными текстами современной художественной литературы, из которых учащиеся могли бы извлечь более полную информацию о стране, культуре, менталитете и специфике изучаемого языка.
Согласно вышеизложенным положениям и недостаткам, по нашему мнению, содержащихся в УМК относительно художественных текстов, в рамках школьной программы, нами была выбрана книга «Aton et Sophie à la découverte de Notre-Dame», и сборник современных сказок «Les petites histoires du soir. Contes de Mère nature». Будучи текстами художественной литературы, эти тексты создают возможности для накопления и уточнения знаний о культуре страны изучаемого языка, так называемых фоновых знаний, знакомит с жанром художественного произведения в целом в различных аспектах:
Статьи по педагогике:
Возможность и целесообразность ознакомления
детей с культурой народов дальнего зарубежья
Культура (от лат. Cultura - земледелие, воспитание, почитание) - понятие, имеющее множество значений в различных областях. В основном, под культурой понимают области человеческой деятельности, связанные с самовыражением (культ, подражание) человека, проявлением его субъективности (характера, навыко ...
Формирование просветительской идеологии в средней Азии ХVI – ХIХвв
Культура и духовная жизнь XVI и первой половины XIX вв. В XVI в. средоточиями центров светских и религиознах знаний на Востоке являлись Бухара и Самарканд, затем Шошкент (Ташкент). Изучение светских и религиозных знаний большей частью проходило в медресе. Большие медресе в крупных городах в XVI в. ...
Психолого-педагогические особенности подросткового возраста
Подростковый возраст – это время становления характера. Именно в этот период влияние среды, ближайшего окружения оказывается с огромной силой. Поведение подростка – внешнее проявление сложного процесса становления его характера. Серьезные нарушения поведения нередко связанные с отклонениями в этом ...