Сегодня, с приобретением нашим государством независимости, появилась возможность по-настоящему изучать и оценить все то, что было создано учеными-просветителями узбекского народа в конце ХIХ – и начале ХХ вв.
Великое духовное наследие Абдуллы Кадыри, Абдулхамида Чулпана, Абдурауфа Фитрата, Усмана Насыра, Махмудходжи Бехбуди и многих других просветителей, которые отдали свою жизнь за свободу Родины и нации, сегодня возвращаются истинному хозяину – народу.
Ведь вопрос о национальной независимости был поднят именно джадидами – просветителями. По мнению джадидов, для ее достижения были необходимы непрерывная просветительская деятельность, создание новометодных школ, национального театра, передовой печати и литературы, с помощью которых можно было коренным образом изменить самосознание народа, привить в нем высокие чувства патриотизма и свободолюбия.
Президент Ислам Каримов в своем выступлении на 9 сессии Олий Мажлиса отметил, что «…независимость дорога нам тем, что создала
условия для рационального использования созидательной силы нашего народа, богатейший потенциал прекрасной щедрой земли, что носит имя Узбекистан. Смогли целиком посвятить свою жизнь интересам и благу Родины, чтобы наша нация и государство заняли достойное место в мировом сообществе. Вместе с тем мы постигаем еще одну истину. Только по-настоящему образованный человек может высоко ценить достоинства человека, сохранять национальное самосознание, самоотверженно бороться для того, чтобы жить в свободном обществе, чтобы наше независимое государство заняло достойное, авторитетное место в мировом сообществе.
Не секрет, что каждое государство, каждая нация сильны не только своими природными ресурсами, военной мощью и производственным потенциалом, но в первую очередь – своей высокой культурой и духовностью».
В 90-е годы Х1Х века выдвигается на первый план идеология просветительства. По своей сути она тесно переплелась с идеей освобождения. В результате эта идея ознаменовала начало второго этапа просветительского движения Туркестана. Второй период, узбекского просветительского движения, который охватывает период с 1900 по 1916 годы, называется «джадидским движением». Этот этап характеризуется резкими изменениями в просветительском движении. Эти изменения объясняются тем, что возникает стремление познать суть русских политических и культурных агитаций, следовать тюркским, татарским и азербайджанским просветительским идеям, выйти через них на западно-европейских просветителей и перенять у них все то, что служит прогрессу в обществе. В различных регионах Туркестана появились представители джадидского движения, в числе которых были Махмудходжа Бехбудий (Самарканд), Абдурауф Фитрат, Садриддин Айни (Бухара), Мунаввар Кори и Абдулла Авлони (Ташкент), Ашурали Зохири (Фергана) и другие. Творчеству каждого из этих личностей можно посвятить отдельные исследования. В отличие от своей деятельности, в первоначальный период просвещенцы Туркестана только боролось с феодальными пережитками с помощью знания, науки и просвещения, но и стремилось осуществить коренные преобразования в общественных отношениях.
В начале ХХ века, особенно после 1905 года, во всех окраинах Туркестана в небывалом масштабе расширилось джадидское движение. В Туркестане возникли просветительские центры, школы, издания, связанные с джадидским движением. Выпускались такие издания, как «Тараккий», «Шухрат», «Самарканд», «Хуршид», «Тужжор», «Осиё», «Салойи Туркистон», «Ойна», «Турон» и другие. Эти печатные органы служили трибуной для представителей джадидского движения в пропаганде свих идей и взглядов. Джадиды выдвигали идеи, связанные с воспитанием, наукой и просвещением. Представители джадидского движения особое внимание уделяли открытию школ нового типа, тем самым открыв путь к просвещению своего народа. Таким образом, были открыты школы «усули кадим», «усули джадид», «русско-туземные», влияние которых все более возрастало. В книге Ш. Рахимова «Прошлое и нынешнее состояние узбекского просвещения» сообщаются сведения о школах «усули джадид», открывшиеся в Туркестане новометодные школы стали воплощением идей предводителя джадидов Исмаила Гасперали.
Исмоил Гасперали был организатором и предводителем джадидского движения. «Он хотел видеть тюркский народ в единстве, развитым, просвещенным, как другие европейские народы, своими школами «усули джадид» и «усули савтия» он совершил настоящую революцию в образовании.
В начале ХХ века в Туркестане был актуален вопрос обучения грамоте и культуре народной массы. За короткий период была подготовлена армия узбекских педагогов, которые внесли огромный вклад в просветительское дело Туркестана. Однако в годы страшной репрессии лучшие представители интеллигенции узбекского народа были уничтожены, чем был нанесен невосполнимый урон культурному развитию народа.
Джадиды о воспитании и образовании. Термин джадид – (происходит от арабского «новый»). Движение джадидов впервые зародилось в Татарии и распространилось в Бухаре, Хиве, Туркестане в 19–20 веках.
Статьи по педагогике:
Особенности формирования представлений
о правах человека у детей старшего дошкольного возраста в процессе правового воспитания
Изучение и анализ психолого-педагогической литературы показал, что уже с младшего дошкольного возраста дети начинают в своем поведении ориентироваться на принятые нравственные нормы, а в старшем дошкольном возрасте уже способны следовать им и, что особенно важно для формирования в последующем право ...
Методы, применяемые на занятиях по изодеятельности
Художественно - творческая деятельность многогранна. Каждый ребенок в детстве строит, украшает, изображает, как бы моделируя через игру отношения человека с человеком, человека с природой, с реальностью. Дети строят из песка дворцы замки. Строят из снега, из кубиков. Создают прекрасные украшения из ...
Преподаватель в системе дистанционного обучения
Анализ основных педагогических методов современного образования, основанного на компьютерных и телекоммуникационных технологиях, показывает, что содержание педагогической деятельности в новой образовательной системе существенно отличается от традиционной. Это требует от преподавателя специфических ...