Перспективы развития дистанционного обучения

Страница 2

Координационный совет по проблемам информатизации при Министерстве образования Республики Беларусь рассмотрел проект национальной концепции дистанционного обучения и принял решение (№ 6 от 24.12.2002 г.) создать при Министерстве образования координационный совет по дистанционному обучению, внести в Министерство образования предложения по организации Национального центра и базовых центров ДО. В 2002 г. Министерство образования РБ утвердило «Положение о дистанционном обучении в учреждении образования БГУИР».

Опережая в некоторой степени развитие нормативно-правовой базы, ведущие вузы республики создают организационные структуры ДО (в Академии управления при Президенте РБ - Центр информационных технологий, в БИТУ - Международный институт дистанционного образования и т. д.). В вузах и других организациях постепенно создаются электронные учебники и библиотеки из них, информационно-образовательные среды, однако отсутствуют правовые основы использования данных материалов, размещенных в сети. Для эффективной работы учебных заведений, использующих технологии дистанционного обучения, необходима координация их действий, а также создание соответствующей нормативной базы и предоставление дистанционному обучению официального статуса.

Нормативно-правовая база ДО должна формироваться в виде пакета национальных актов по вопросам организации правового регулирования отношений между объектами и субъектами в сфере ДО с учетом единых требований, определяемых Министерством образования. В основу должны быть положены следующие принципы: учет конституционных норм, открытость и доступность информации, защита прав интеллектуальной собственности, информационная безопасность, согласованность разрабатываемых норм с актами других отраслей законодательства, а также с международным законодательством. Если система ДО будет иметь нормативно-правовую базу, она станет одной из официальных форм получения образования. Отсутствие же правовых рамок для ДО не только сдерживает экономическое развитие страны, но и вынуждает белорусских граждан обращаться за соответствующими услугами в специализированные учреждения за пределами Беларуси.

Для создания нормативно-правового обеспечения системы дистанционного обучения в республике необходимо:

организовать юридическую службу ДО с соответствующим юридическим обеспечением;

определить права, обязанности обучаемых и регламент работы профессорско-преподавательского состава;

разработать требования к организации и функционированию подразделений национальной структуры ДО, включая нормативные документы по лицензированию, аттестации и аккредитации;

разработать требования к созданию и тиражированию информационно-образовательных сред и учебных средств ДО для различных уровней;

определить требования к эксплуатации телекоммуникационных сетей ДО;

обеспечить признание документов (сертификатов) ДО;

разработать требования и условия международной деятельности в области ДО.

Вместе с тем, информатизация образования - реальный шанс выстроить новую прогрессивную модель отечественной системы образования. Внедрение электронных, информационных или дистанционных образовательных технологий не должно означать ликвидацию классических образовательных технологий. Каждая из образовательных технологий должна занять свою нишу.

Развитие ДО позволит не только обеспечить населению нашей страны доступ к качественному образованию, но и даст возможность завоевать определенное место на мировом рынке образовательных услуг.

В сфере программного обеспечения, которое является необходимым условием дистанционного обучения, наблюдается постепенный переход от информационной ориентации к интерактивной. В мультимедийных обучающих программах пользователю отводится всё более активная роль, предполагающая свободу выбора действий и получения индивидуальных результатов. Вероятно, в скором времени следует ожидать компьютерных обучающих программ, позволяющих ученику действовать эвристически, то есть создавать свой собственный, а не определённый заранее образовательный продукт. Развитие интерактивных обучающих программ дополнит средства и возможности эвристической технологии дистанционного обучения, позволит увеличить созидательную составляющую современного образования. Дистанционные формы обучения снимают многие психологические проблемы, связанные с коммуникацией школьников, позволяют им быть более искренними. Возможность поработать над своей мыслью помогает ученикам устранить погрешности устного общения. Открытость дистанционных форм деятельности расширяет мировоззрение учеников до планетарного уровня. Чувство близости всех стран и континентов - одно из первых, возникающих практически у каждого школьника, который начинает работать с электронной почтой или Web-системой сети Internet.

Страницы: 1 2 

Статьи по педагогике:

Анализ подходов к проблеме развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста в физиологии
Подавляющее большинство исследований посвящено формированию и совершенствованию общей моторики ребенка, тогда как вопросы развития у детей мелкой моторики руки не нашли должного изучения. Решение этой задачи представляет большой интерес в свете научных данных о взаимообусловленности развития речи и ...

Методические основы проверки знаний учащихся
В этом пункте мы ответим на вопрос: какие функции несет в процессе обучения проверка знаний учащихся как закономерная часть этого процесса? Как необходимая часть процесса обучения, проверка знаний учащихся выполняет в этом процессе свои особые, специфические, только ей присущие функции и общие функ ...

Исследование высших чувств у детей старшего дошкольного возраста
К шести годам у ребенка происходит формирование основных элементов эмоционально-волевого поведения, что выражается в следующих умениях: поставить цель; принять решение; наметить план действий; исполнить намеченный план: проявить усилия в случае возникновения препятствий; оценивать результаты своего ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru