Методика школьного театра имеет свои предметом описание взаимодействия трех его «героев-соучастников», трех основных компонентов: спектакль как совместное творчество, играющего (воспитанника), педагога – режиссера.
Организация работы над спектаклем - это сложный и длительный процесс, имеющий свои трудности и противоречия, в котором достаточно отчетливо прослеживаются следующие компоненты: режиссерско-педагогический замысел, создание сценария, актерское мастерство, партитура спектакля, репертуар школьного театра.
Режиссерско-педагогический замысел – это нравственный, эстетический, педагогический образ, возникающий при условии отчетливого понимания воспитательно-образовательной цели, оценки ситуации в коллективе, целостного осмысления ожидаемого результата. Замысел представляет собой еще не совсем ясный пространственно-временной континуум будущего спектакля с его собственными цветовыми, звуковыми акцентами, сюжетной интригой, динамикой мизансцен, представлением о тех, кто будет воплощать его. Собственно процесс, о методике (технологии) которого идет речь, является развертыванием, уточнением, коррекцией, обогащением и реализацией замысла.
Замысел предполагает определенный драматургический материал: пьесу, отрывок, отдельные сцены; он может ориентироваться на композицию (музыкально-поэтическую, художественно-документальную, публицистическую); это могут быть сцены из той или иной исторической эпохи; инсценировки сказок, басен, загадок; нравоучительные истории из жизни и др. Сюжетная сторона замысла определяется первоначальной идеей и сопряжена с интересами подростков. Замысел школьного спектакля обладает собственной природой и спецификой. Он не является упрощением или адаптацией профессионального спектакля, но требует собственных философских и художественно-эстетических оснований, соотнесенных с педагогической целью.
Арсенал возможностей и средств школьного театра отличен от профессионального тем, что в его составе отсутствует важный компонент - мастерство профессионального актера. В арсенале педагога-режиссёра школьного спектакля место профессионального актерского мастерства и техники занимает творческая, художественная природа подростка. Режиссерские средства в этом случае из факторов, формообразующих произведение искусства (спектакль), превращаются в факторы, формирующие личность подростка, то есть в факторы педагогические. Именно поэтому мы и говорим не столько о режиссерском, сколько о режиссерско-педагогическом замысле. В этом контексте все режиссерские средства, не теряя никоим образом своей сложности и художественной природы, начинают говорить на другом языке - на языке педагогическом воспитывающим, формирующим личность.
Режиссерский замысел должен стать так же, как и другие элементы театральной системы, предметом игры, сферой игры и действия, средой, в которой эти игра и действие разворачиваются. Если замысел ярок, интересен, талантлив, то и сама эта среда игры становиться интересной, привлекательной и воспитывающей. Ее цель состоит в том, чтобы возникла иллюзия коллективного авторства: воспитанники должны быть убеждены, что они сами все это придумали.
Работа над сценарием определяется выбранным материалом, но ей обязательно предшествует текст. Ход работы зависит от того, имеем ли мы дело с готовым авторским текстом (пьеса, прозаический или поэтический отрывок и т. п.), или сюжетом который предстоит театрализовать.
Отправной точкой работы коллектива является сценарий, драматургическая основа которого включает в себя конкретный жизненный материал в синтезе с художественными текстами искусства: поэзии, музыке, танцам, пантомимы. На этой основе формируются эпизоды, которые в свою очередь, становятся частями композиции. Все части сценария подчинены закону сквозного действия, однако каждая из них имеет свою законченную мысль, внутреннее развитие и напряжение, идущее от иллюзии реальности действия, построенного по драматургическим законам. Сценарий как особый жанр театрализованного действия содержит основной конфликт, определяющий содержание художественного образа, создаваемого режиссером и актером. Синтез документального и художественного элементов может совершиться в органическом развитии коллективной мысли. В том случае, когда сценарий предстоит сочинить и имеется лишь его предлагаемый набросок в педагогическом замысле, задача существенно осложняется: текст еще только предстоит получить. Основная сложность заключается в том, чтобы разбудить фантазию, воображение, творческую активность подростков.
Статьи по педагогике:
Влияние просвещенческих идей Корана на всемирную историю,
науку и культуру
Идеи нравственности и просветительства в Коране. Коран явился сводом конституционных и морально-нравственных уложений, который породил, сформировал и дал необозримо долгую жизнь государственности, не имевшей прецедентов в истории. Религиозное миросозерцание издревле характеризовалось идеей пророка, ...
Структура
модуля
Данная структура определяется посредством: 1) разделения содержания модуля на учебные элементы (УЭ) с учетом интегрирующей цели и в соответствии с анализом предметных знаний. Это будут учебные элементы теоретического содержания модуля. Они идут под номерами УЭ-1, УЭ-2, УЭ-3 и т.д.; 2) выделения тре ...
Систематизация и отбор наиболее эффективных приемов и способов педагогической
поддержки в социально- педагогической деятельности
Практическая часть работы начата с анализа обращений с проблемами классных руководителей, учителей- предметников, опекунов, учащихся. Причины обращения: 1. Ребенок остался без попечения родителей. 2. Трудное материальное обеспечение в семье. 3. Родители не должным образом занимаются воспитанием дет ...