Мотивационная сфера личности учителя

Образование и воспитание » Личность учителя физической культуры » Мотивационная сфера личности учителя

Страница 1

Слово «мотив», «мотивация» от латинского мовео — приводить в движение. Так называют различные психические переживания, стимулирующие и направляющие человека к деятельности или задерживающие ее. Мотивационная сфера личности включает в себя психические критерии: потребности, мотивы, интересы, убеждения, цели, эмоции, волю.

Важнейшей движущей силой развития личности являются потребности. Наивысшая потребность — в труде. Она является главной в структуре профессиональной активности и всегда была отличительной чертой учителя. Учителю физической культуры свойственны потребности в физкультурно-педагогической деятельности, в обучении учащихся, в знаниях и самовоспитании, которые можно рассматривать как важнейшие условия формирования педагогических способностей.

Потребности являются исходным, но не единственным звеном в структуре мотивации поведения человека. Сами потребности лишь побуждают к активности, но еще не способны придать деятельности определенную направленность. Для этого нужно наличие предмета удовлетворения этих потребностей. Например, у старшеклассника возникает потребность к профессиональному самоопределению, но она еще не обусловливает собой выбор конкретной специальности. И только под воздействием учителей, родителей, товарищей, родственников, близко расположенного учебного заведения у юноши или у девушки формируется желание, а потом и стремление к приобретению определенной профессии.

Если потребности — сущность всех видов человеческой активности, то мотивы — конкретное содержание этой сущности. Они составляют ядро личности. Мотивы — стержневое образование личности, определяющее все другие ее особенности.

Конкретными формами выражения потребностей человека являются:

• интерес — потребность в познании;

• склонность — потребность в деятельности;

• мировоззрение—потребность в определенном понимании окружающего;

• убеждение—потребность отстаивать свое понимание действительности.

Иногда интерес предшествует потребности и вызывает ее. Например, интерес к физической культуре может вызвать у школьника потребность в ежедневном выполнении утренней гимнастики.

Интерес — термин собирательный. Он выражает познавательную направленность личности, а также постоянную склонность человека к определенному виду деятельности.

Важным условием развития человека является широта интересов к окружающему. С возрастом многообразие интересов молодежи получает конкретное выражение в профессиональном интересе. Например, интерес к физической культуре и спорту, склонность к обучению в вузе и затем физическое воспитание детей, стремление к совершенству в своем деле составляют внутренние условия для формирования любви к физкультурно-педагогической деятельности учителя.

Увлеченность учителя своим делом - важнейшее условие воспитания этой увлеченности у учеников: увлекают только увлеченные. Никакие действия, решения, указания, программы и постановления не дают эффекта, если учитель не любит свою профессию. Старый закон педагогики гласит: "Чего не любишь сам, тому не научишь". Важнейшим условием формирования любых способностей или компенсирующих качеств является трудолюбие.

Если человек трудолюбив, он работает много, продуктивно и творчески. В то же время, любимое дело не тяготит.

В основе любви к педагогической профессии лежит чувство привязанности, а подом и осознаваемая любовь к детям. Положительное отношение к детям свойственно всем людям. Но педагогическая любовь имеет особое содержание и форму. Она проявляется в большом терпении и чуткой осторожности учителя, в искренней озабоченности успехами детей. Любовь к детям, пожалуй, самый важный компонент педагогических способностей, ибо научиться их любить нельзя ни в каком учебном заведении, ни по каким книгам. Л.Н.Толстой рассматривал любовь к детям как ведущее качество учителя, которое побуждает учителя настойчиво овладевать своим мастерством и становится ведущим мотивом самосовершенствования. Именно эти качества личности педагога принято считать наиболее трудно компенсируемыми. Главным качеством личности учителя является интерес к работе с детьми, способность видеть в каждом ученике индивидуальное, особенное. Педагогическое, мастерство во многом зависит от личности учителя, его моральных качеств, ума, воли, характера. Всех учителей (хороших) объединяет интерес к детям, любовь к своим ученикам, оптимистический взгляд на их развитие, на их успехи в учении и воспитании.

Страницы: 1 2

Статьи по педагогике:

Приёмы развивающего чтения как средство развития самооценки личности младших школьников на уроках чтения
По мнению ряда исследователей, таких как Л.Н. Засорина, В.С. Кукушина и др., развивающее чтение является одним из эффективных факторов, влияющих на процесс самооценивания личности младших школьников. Однако, как считает В.С. Кукушин, термин «развивающее чтение» ещё не получил признание в педагогике ...

Подготовительная работа к решению задач
На этой первой ступени обучения решению задач того или другого вида должна быть создана у учащихся готовность к выбору арифметических действий при решении соответствующих задач: они должны усвоить знание тех связей, на основе которых выбираются арифметические действия, знание объектов и жизненных с ...

Перспективы развития дистанционного обучения
Развитие отечественного образования является одной из важнейших задач, стоящих перед обществом. По мнению экспертов, одним из путей решения данной проблемы может стать дистанционное обучение. Без сомнения, онлайн-обучение ни в коем случае не сможет стать заменой традиционному обучению. Оно не в сос ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru