В Корее издавна чтились люди образованные и наделенные литературным даром. От них требовалось знакомство с классическим культурным наследием Китая и владение китайской письменностью. Обучение было нацелено на подготовку корейской молодежи к государственной службе. Несколько лет интенсивных занятий могли себе позволить только члены правящей элиты – янбаны. В результате именно они внесли весомый вклад в гуманитарные науки и литературу. Иное положение наблюдалось в естественных науках и искусстве, в развитии которых отличились лишь немногие янбаны. Ведущие инженеры, мастеровые и ремесленники, как правило, имеют скромный социальный статус.
Образование. Первым высшим учебным заведением в КНДР стал университет имени Ким Ир Сена, основанный 1 октября 1946 г. При университете работают научно-исследовательские институты. Библиотека насчитывает более 2 млн. томов. С 1966 главное внимание уделяется подготовке научно-технических кадров. С 1975 введено обязательное 11-летнее обучение (один год в детском саду, пять классов начальной и шесть – средней школы), которое базируется на общей или специальной программе. При этом окончившие среднюю школу могут поступить либо в педагогическое училище, либо в техническую профессиональную школу с трехлетним курсом обучения. Для выпускников этих учебных заведений открывается дорога в высшие учебные заведения. Имеются специальные школы, в которых особое внимание уделяется преподаванию гуманитарных дисциплин и иностранных языков. Среднее образование бесплатное, но студенты университета имени Ким Ир Сена или других высших учебных заведений вносят символические взносы за обучение. Система государственного образования в стране включает более 10 тыс. учебных учреждений, в которых обучается ок. 5 млн. человек. В 1952 была основана Академия наук КНДР.
Массовая культура. По мере экономического развития Северной Кореи власти активизировали усилия по открытию новых театров, библиотек, музеев, а также санаториев для отдыха трудящихся. В кинотеатрах демонстрируются преимущественно документальные фильмы. Вся сфера зрелищного искусства, включая кино, драматический театр, классическую корейскую и западную хореографию, музыкальные спектакли, финансируется и контролируется государством. Политическая тематика, отражающая недавние события или современный «социалистический» образ жизни, считается важным инструментом идеологического воспитания масс.
Пресса и художественная литература служат орудием государственной власти. Основная информация из-за рубежа поступает через Центральное телеграфное агентство Кореи. Ведущими ежедневными газетами являются орган Трудовой партии Кореи «Нодон синмун» («Рабочая газета») и правительственная «Минчжу Чосон» («Демократическая Корея»), «Чосон инмингун», «Пхеньян таймс». В беллетристике популярны произведения таких авторов, как Ли Гиен, Сон Ён, Хан Сер.
Современные тенденции модернизации. С восстановлением разрушенных войной городов и социалистическими преобразованиями в экономике образ жизни северокорейцев претерпел заметные изменения. В урбанизированном ландшафте преобладают многоквартирные жилые здания. Культурные потребности горожан все в большей мере удовлетворяются непосредственно на предприятиях и в учреждениях. В сельской местности на базе разросшихся кооперативных хозяйств сформировались агропоселки, берущие на себя социальные и культурные функции, которые раньше выполняли только города.
Образование. В начале 1990-х годов в начальных классах школы насчитывалось более 5,3 млн. учащихся, а в старших – 4,6 млн. Начальное образование носит обязательный характер, бесплатно и находится под контролем государства. Родители несут значительные расходы, дополняющие недостаточные бюджетные ассигнования в сферу просвещения, ибо в последующем учеба ведется на платной основе. Большинство окончивших начальную школу переходит в неполную среднюю школу. Только 70% ее выпускников продолжают образование в течение трех лет в полной средней школе. Менее 40% контингента обеих ступеней средней школы составляют девушки, обучающиеся отдельно от юношей. В средней школе основное внимание уделяется гуманитарным дисциплинам, а техническая и профессиональная подготовка осуществляется преимущественно в небольших частных заведениях.
В стране в 1998 действовало ок. 560 колледжей и университетов, включая колледжи с неполным (двухгодичным) курсом, педагогические колледжи и аспирантуру. В них обучалось ок. 1,5 млн. студентов. Среди наиболее крупных университетов – Государственный Сеульский университет, Пусанский (в Пусане), Чхуннам (в Тэджоне), Кёнбук (в Тэгу), Чонбук (в Чонджу), Чоннам (в Кванджу), Андон и Канвон (в Чхунчхоне). Среди частных университетов выделяются Корё, Чунан, Тонгук, Ханъян, Конгук, Мёнджи, Седжон, Соган, Сонгюнгван и Ёнсе (все в Сеуле), Чосон (в Кванджу), Тона (в Пусане) и Кемён (в Тэгу).
Статьи по педагогике:
Современная образовательная система в Турции: традиция и тенденции развития
Система образования Турции. Систему образования составляют два основных подразделения, называемых «формальным» и «неформальным» образованием. Формальное образование – это «дошкольное образование», «начальное образование», «среднее образование», и «высшее образование». «Неформальное образование» – э ...
Специфика правосознания детей дошкольного возраста
Психологическая наука и практика подтверждают важность формирования правосознания, начиная с детского возраста. Отсутствие четкой нравственной направленности в общественном сознании является одной из причин деструктивного поведения дошкольников и младших школьников, а также роста преступности. В со ...
Третий этап эксперимента. Обследование устной речи глухих
школьников после проведения серии экспериментальных занятий
На данном этапе мы выяснили результаты проведенных экспериментальных занятий, насколько они были полезными и к каким изменениям привели. В контрольном эксперименте использовались те же методики обследования речи испытуемых, что и в констатирующем эксперименте. Кроме того, весь речевой материал, исп ...