Анализ теоретической литературы по проблеме исследования музыкальных способностей у детей среднего дошкольного возраста на музыкальных занятиях в ДОУ позволил нам организовать опытно-экспериментальную работу. Экспериментальное исследование проводилось на базе ДОУ №46 г. Ельца Липецкой области. Эксперимент включал в себя три этапа: констатирующий (диагностический), формирующий и контрольный. В нем принимали участие 20 детей среднего дошкольного возраста .
Задачи констатирующего эксперимента:
- выявить уровни сформированной музыкальных способностей у детей среднего дошкольного возраста посредствам музыкально-дидактических игр;
- определить критерии и показатели музыкальных способностей у детей среднего дошкольного возраста посредствам музыкально-дидактических игр;
- изучить особенности проявления музыкальных способностей у детей среднего дошкольного возраста посредствам музыкально-дидактических игр.
На начальном этапе констатирующего эксперимента нами был проведен опрос детей среднего дошкольного возраста с целью выяснения отношения к музыкальной деятельности и выявления уровня сформированной интереса к музыкальным занятиям в ДОУ.
Вопросы опроса представлены в приложении № 1.
Проведение опроса помогло выяснить следующее:
1. Отношение детей среднего дошкольного возраста к музыкально-дидактическим играм.
2. Знание различных видов музыкальных занятий.
3. Особенности проявления интереса к музыкально-дидактическим играм у детей среднего дошкольного возраста.
Результаты опроса представлены в таблице №1(см. приложение №1).
Результаты опроса показали, что 60% (12 детей) не предпочитали музыкальную деятельность, не проявляли интереса к музыкально дидактическим играм, постоянно нуждались в помощи взрослого, отдавали предпочтение другим видам деятельности.
30% (6 ребенка) проявляли переменный интерес к музыкальным-дидактическим играм, путали их названия, иногда нуждались в помощи взрослого, предпочитали другие виды деятельности.
10% (2 ребенок) проявляли постоянный интерес к музыкальным-дидактическим играм, знали их названия, отвечали на вопросы не раздумывая, давали четкие однозначные ответы, в помощи взрослого не нуждались.
Далее нами проводился цикл музыкально-дидактических игр, состоящий из 5-ти музыкально-дидактических игр, авторами которых являются В.П. Анисимов
Диагностическая игра №1 «Гармонические загадки».
Цель: выявить степень развития ладового чувства у детей среднего дошкольного возраста.
Методика. - Я сыграю несколько звуков одновременно, а ты отгадай - сколько в каждом созвучии "спряталось" звуков?
Исполняются сначала пробные созвучия, например, б.3, ч.5, Т3/5, D3/5, чтобы убедиться в том, что ребёнок понял суть задания.
Затем задаются следующие серии созвучий:
1) до мажор: до - силь, ми-соль, до1-до2 (сумма = 3 балла);
2) соль мажор: ре-соль-си, ре-фа-ля, си-ре-соль (сумма = 3 балла)
3) фа мажор: до-ля, ре-фа-си, фа-ля (сумма = 3 балла)
Критерии оценки:
слабый уровень = 1-3 балла;
средний уроыень = 4-7 балла;
высокий уровень = 8-9 балла;
Диагностическое задание № 2 «Повтори мелодию».
Цель: определить уровень музыкально - слуховых представлений.
Методика. Стимулирующий материал могут составить простые попевки или песенки, заранее разученные ребёнком или предложенные педагогом - диагностом в режиме индивидуального вокального исполнения в удобном для ребенка среднего возраста диапазоне.
- Спой, пожалуйста, песенку, которую ты знаешь (или поешь своей любимой кукле, или приготовил для мамы к празднику .).
- Повтори голосом мелодию, которую я сыграю на инструменте.
- Подбери по слуху на инструменте предложенную мелодию.
Критерии оценки:
слабый уровень - последовательное исполнение звуков вверх или вниз по направлению к тоническому звуку в диапозоне терции (1 балл) ;
средний уровень - опевание тоники и последовательное исполнение тетрахорда в удобном для ребёнка диапозоне (2 балла);
высокий уровень - опевание, последовательное и скачкообразное исполнение мелодических линий в диапозоне актавы и более (3 балла).
Диагностическое задание № 3 «Ладошки».
Цель: выявление уровня сформированности чувства ритма.
Стимулирующий материал:
1) Русская народная песня "Во поле берёза стояла";
2) М. Красёв "Елочка";
3) Детская песня "Петушок".
Методика. - Сейчас мы споём песенку и похлопаем в ладоши. А затем «спрячем» голос и "споём" одними ладошками.
Статьи по педагогике:
Теоретический анализ понятия «отклоняющееся поведение»
Социальная норма — это правила, образец действия, мера допустимого (дозволенного или обязательного) поведения или деятельности людей (социальных групп), которая официально установлено или сложилось на том или ином этапе развития общества. Фактически социальные нормы выступают моделью должного повед ...
Отметка в учебной деятельности школьника
Отметки нужны учащимся в первую очередь для улучшения и упрочнения своего положения в классе, а лишь потом – как показатели знаний. Многие школьники учатся из-за строгости родителей, чувства обязанности и долга, необходимости быть образованным. Самое меньшее количество учащихся проявляют интерес к ...
Овладение просодической стороной речи в онтогенезе
Первый год жизни, несмотря на то, что ребенок еще не говорит, является очень важным для формирования речи и всех ее компонентов. Устная речь предполагает наличие голоса, и уже вскоре после рождения крик приобретает различную обертональную окраску в зависимости от состояния ребенка. Крик является пе ...