Характеристика понятия «личность». Структура личности

Страница 1

Развитие личности - одна из главных категорий в психологии и педагогике.

Развитие личности понимается, как процесс количественных и качественных изменений под влиянием вешних и внутренних факторов. Развитие ведет к изменению качеств личности, к появлению новых свойств. Изменение личности от возраста к возрасту протекает следующих направлениях:

Физиологическое развитие (скелетно-мышечная);

Психическое развитие (процессы восприятия);

Социальное развитие (формирование нравственных чувств).

Личность - это феномен общественного развития, конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознаниям.

Личность - это устойчивая система социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества.

Личностью в психологии обозначается системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде.

Структура личности - это целостное системное образование, совокупность социально значимых психических свойств, отношений и действий индивида.

В структуру личности в первую очередь входит системная организация, представленная в строении темперамента, характера, способностей человека, необходимая, но достаточная для понимания психологии личности. Таким образом, выделяется первая составляющая структура личности – ее внутри индивидная подсистема.

Личность в системе своих «действительных отношений» (К.Маркс) обретает свое особое бытие, отличающееся от телесного бытия индивида. С точки зрения марксистской философии, реальное существование личности обнаруживается в совокупности предметных взаимоотношений индивидов, опосредственных их деятельностью, и поэтому одну из характеристик структуры личности следует искать в «пространстве» вне органического тела индивида, которое составляет интериндивидную подсистему личности.

Интраиндивидная и интериндивидная подсистемы не покрывают все проявления личности. Есть возможность выделить третью составляющую структуры личности – метаиндивидную подструктуру. Личность при этом не только выносится за рамки органического тела индивида, но и перемещается за пределы его наличных, существующих «здесь теперь» связей с другими индивидами.

В Отечественной психологии существует ряд попыток представить структуру личности. В частности, А.Г. Ковалев - духовный облик личности рассматривает как синтез сложных структур:

Темперамент - как комплекс природных свойств;

Направленность - как совокупность потребностей, интересов и идеалов;

Способность – как системы интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств.

Карл Густав Юнг рассматривает структуру личности из трех взаимосвязанных компонентов:

Эго - центр сферы сознания и основа самосознания.

Личное бессознательное - состоит из болезненных бессознательного и подавленных воспоминаний содержит в себе части личности, которые никогда не доходят до сознания.

3.Коллективное бессознательное - основание всей структуры личности, его содержание одинаково для всего человечества. Существуют различные подходы к определению структуры личности. Так, С. Л. Рубинштейн выделяет три компонента в структуре личности: 1) Направленность. Чего хочет человек? Что для него привлекательно, к чему он стремится?

- проявляется в потребностях, интересах, идеалах, убеждениях, доминирующих мотивах деятельности и поведения, и мировоззрения;

2) Знания, умения, навыки. Что человек может?

- приобретаются в процессе жизни и познавательной деятельности;

3) индивидуально – типологические особенности. Что он есть, что закрепилось в качестве стержневых особенностей его личности?

Страницы: 1 2

Статьи по педагогике:

Способы активизации познавательной деятельности учащихся на лекции
В активизации познавательной деятельности студентов большую роль играет умение преподавателя побуждать их к осмыслению логики и последовательности в изложении учебного материала, к выделению в нем главного. Если преподаватель предлагает по ходу своего изложения выделить основные вопросы, то есть со ...

Методы и приемы обучения детей раннего возраста конструированию из строительного материала
Методы обучения конструированию детей третьего года жизни разнообразны. Основное место занимает использование образца, выполненного воспитателем, сопровождаемое показом и подробным объяснением процесса возведения постройки. Методика конструирования по образцу сводится к тому, что воспитатель показы ...

Антропологически неприемлемые модели педагогического взаимодействия
Л.Н. Толстой считал, что воспитание есть умышленное формирование людей по известным образцам. Это высказывание очень точно раскрывает насильственный характер самой природы воспитания, но в процессе воспитания можно смягчать, использовать более опосредованные способы воздействия на воспитуемого, за ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru