Развитию эмоциональной сферы способствуют все виды деятельности ребенка и общение с взрослыми и сверстниками. Дошкольник учится понимать не только свои чувства, но и переживания других людей. Он начинает различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению, через мимику и пантомимику. Ребенок может сопереживать, сочувствовать литературному герою, разыгрывать, передавать в сюжетно-ролевой игре различные эмоциональные состояния.
К дошкольному возрасту изменяется структура самих эмоциональных реакций.
1. Эмоциональная сфера у малышей: восприятие аффективно окрашено; эмоциональность обусловлена конкретной ситуацией (может ли получить предмет; успешно ли действует с игрушкой; помогает ли ему взрослый).
У дошкольников более спокойный эмоциональный фон восприятия. Эмоциональность обусловлена такими развивающимися представлениями как: желание, представление, эмоции, действие. Эмоциональные процессы у дошкольников более управляемы.
2. В общей структуре поведения ребенка меняется функциональное место аффекта.
У малышей, включаясь в действие, ребенок не предвидит последствий и не переживает: по поводу поступка, по поводу его последствий. Оценка взрослого (похвала – порицание). Аффект – последнее звено в цепочке событий.
У дошкольников в эмоциональном представлении ребенка содержится: будущий результат, его оценка взрослым. Ребенок предвидит отрицательный (положительный результат), неодобрение (одобрение). Переживание после оценки взрослого. Аффект – первое звено в цепочке развертывающихся событий.
Взрослый помогает ребенку создавать нужный положительный образ будущего события, например, воспитатель в детском саду может потребовать немедленно привести в порядок помещение после игры или рассказать детям, как им будет приятно увидеть свою комнату чистой.
Статьи по педагогике:
Воспитание и обучение в период первобытнообщинного строя
В первобытном обществе воспитание осуществлялось преимущественно в процессе включения детей в конкретные виды деятельности. Однако уже на заре человеческой истории существовали первые институализированные формы воспитания – специальные ритуалы. Среди них особую роль играли возрастные инициации, име ...
Понятие «человек» и его интерпретация
В. Франкл, задавая себе вопрос: «Что же такое человек?», отвечал на него так: «Это существо, которое изобрело газовые камеры, но это и существо, которое шло в эти газовые камеры с гордо поднятой головой и молитвой на устах». Существует много разных подходов к раскрытию дефиниции «человек». Человек ...
Школы-пансионы: зло или благо
В последнее 10-летие сочетание двух слов «школа» и «пансион» уже стало привычным и почти понятным для нас. Самые «продвинутые» родители, придерживающиеся авангардных методов воспитания, уже опробовали во многом еще новую для нас форму воспитания и обучения детей – школу-пансион. С каждым годом числ ...