· Ребенок, не дождавшись доброжелательной оценки учителя, внимания с его стороны, начинает добиваться любой, даже отрицательной оценки, проявляя при этом раздражительность, капризность, строптивость, хвастовство. Отсутствие оценки, или безоценочные ситуации, по мнению Б.Г. Ананьева, «есть самый худший вид оценки, поскольку это воздействие не ориентирующее, а дезориентирующее, не положительно стимулирующее, а депрессирующее объект, заставляющее человека строить собственную оценку не на основе объективной оценки, в которой отражены действительные его знания, а на весьма субъективных истолкованиях намёков, полупонятных ситуациях поведения педагога и учеников». Выявлено, что первоклассники оказываются в три раза чаще в ситуации неоценивания, нежели дошкольники.
· Неотсроченность обратной связи («по горячему следу») – ещё одно существенное условие её эффективной реализации. Отсроченная же межличностная информация может быть искажена фактором времени. Поэтому одним из основных параметров диалогического общения учёные считают условие «здесь и сейчас».
Исходя из сказанного были определены требования к оценочной деятельности педагога:
a) преобладание положительных оценок над отрицательными. Это не означает, что нельзя отрицательно оценивать ребенка: давая отрицательную оценку, воспитатель всегда дополняет ее перспективной положительной оценкой будущих успехов и результатов;
b) расширение спектра оценок за счет 1) обоснования похвалы или порицания, например: «Ты хорошо сделал машинку (на уроке ручного труда), особенно хорошо получились кабина и колеса, а вот кузов немножко нужно поправить»; 2) варьирования позиционностью оценивания, то есть оценки даются от разных лиц; 3) варьирования оценивания по компонентам деятельности и компонентам личности;
c) максимальный учет индивидуальных особенностей детей в процессе оценочной деятельности;
d) постепенное и последовательное подключение детей к оценочной деятельности, развитие способности к самооцениванию.
Соблюдение выше перечисленных педагогических условий, как показали результаты опытно-экспериментальной работы, способствует совершенствованию реализации ОС в дидактическом информационном взаимодействии педагога и детей 6-7 лет.
Статьи по педагогике:
Формирование учебных навыков при работе с учебником и учебным пособием
Эффективные приемы и формы работы с учебником или учебным пособием на уроках: самостоятельное ознакомление учащихся с новым материалом; поиск в учебнике или учебном пособии ответов на вопросы учителя; пользование справочными материалами учебника или учебного пособия; самостоятельная работа учащихся ...
Содержание
нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Успех в воспитании нравственной личности зависит от исходной методологической позиции организации и построения этой деятельности, определению ее содержания. Посредством педагогических воздействий необходимо способствовать формированию у ребенка ряда нравственных качеств, для того, чтобы он чувствов ...
Нарушения звуко-слоговой структуры слова у
дошкольников с общим недоразвитием речи
С развитием логопедической науки и практики, физиологии и психологии речи стало ясно, что в случаях нарушения артикулярной интерпретации слышимого звука может в разной степени ухудшаться и его восприятие. У детей с общим недоразвитием речи отмечается незаконченность процессов формирования артикулир ...