В чем заключается специфика педагогического общения

Образование и воспитание » Особенности педагогического процесса » В чем заключается специфика педагогического общения

Страница 1

Общение присутствует во всех видах человеческой деятельности, но есть ее виды, где общение из фактора, сопровождающего деятельность, сопутствующего ей, превращается в категорию кардинальную, профессионально значимую. Иначе говоря, общение является уже не просто формой обыденного человеческого взаимодействия, но и выступает как категория функциональная. Именно функциональным и профессионально значимым является общение, реализуемое в ходе педагогической деятельности.

В рамках педагогической деятельности общение выступает как инструмент воздействия и обычные условия и функции общения здесь получают дополнительную нагрузку. Иными словами, процесс общения педагога и учащегося выступает как важная профессиональная категория педагогической деятельности .

Таким образом, педагогическое общение есть ключевой компонент педагогического процесса, в структуре которого выделяются содержательный, методический и социально – психологический компоненты, которые образуют внутреннюю структуру обучения и воспитания.

Можно с уверенностью утверждать, что через общение в педагогическом процессе складывается неуловимая, но чрезвычайно важная система воспитательных взаимоотношений, которая способствует эффективности обучения и воспитания. Для многих преподавателей очевидная истина: отношение к педагогу студенты и ученики часто переносят и на учебный предмет, который он преподает.

В педагогическом процессе взаимоотношения первичны, как первична материя, а затем на них строиться многосложная пирамида профессиональной подготовки.

В.А. Канн – Калик приводит результаты исследований среди мастеров производственного обучения системы профтехобразования, имеющих за плечами значительный производственный и незначительный опыт преподавательской деятельности. В результате его исследований были выделены специфические характеристики педагогической деятельности:

- меняющиеся обстоятельства деятельности, ее творческий характер, необходимость постоянно решать все более новые задачи;

- коммуникативная деятельность или педагогическое общение как непременный компонент педагогического труда;

- развитость голосового аппарата, речи, мимических возможностей и т.п.;

- необходимость управления своим психическим состоянием в общении с учащимися как профессиональное требование.

Эффективное педагогическое общение всегда направлено на формирование позитивной «Я - концепции» личности, на развитие у учащегося уверенности в себе, в своих силах, в своем потенциале.

Чтобы подтвердить, какой большой вклад могут внести учителя в развитие положительной самооценки и веры в себя у ребенка, приведем результаты одного эксперимента. Этот опыт, проведенный в американской школе психологом Р. Розенталем, стал классикой. Состоял он в следующем. Психолог протестировал школьников по различным шкалам интеллекта, а затем наугад выбрал из списка каждого пятого независимо от результатов теста и объявил учителям, что именно эти несколько детей показали наиболее высокий уровень интеллекта, уровень способностей и что в будущем именно они покажут наиболее высокие результаты в учебе. А в конце учебного года он повторил тестирование этих же детей и, как ни странно, выяснилось, что те, кого психолог выбрал наугад и высоко оценил как наиболее способных, действительно учатся лучше других.

Результаты этого эксперимента свидетельствуют, что «Я - концепция» зависит от социального окружения ребенка, от особенностей отношения к нему в процессе педагогического общения. Та установка, которую психолог дал учителям, передалась детям по нескольким направлениям.

Страницы: 1 2 3

Статьи по педагогике:

Организация и методика проведения экспериментальной работы
Цель исследовательской деятельности состояла в том, чтобы проверить достоверность выдвинутых нами теоретических положений, а именно, что возможно систематизация теоретического материала и эмпирического исследования позволит разработать и поэтапно реализовывать комплекс дидактических игр, направленн ...

Теоретические предпосылки интеграции лиц с нарушенным зрением
Первичные проблемы, связанные с социальной интеграцией незрячих, появляются с рождением слепого ребенка. Проблему развития слепого ребенка в семье изучали ряд авторов (Р. Баркер, М. Бауман, Дж. Боули, Ф. Гатлен, Дж. Зук, Н. Йодер, О. Кохен, Б. Ловенфельд, Т.П. Паташене, Д. Уоррен, К. Уильямс, В.А. ...

Особенности ознакомления детей с культурой зарубежного народа в теории и практике
Иностранный язык в школе - первая, но очень существенная ступень в формировании лингвистически интересной личности. Владение иностранными языками со всей определенностью можно квалифицировать как компонент общей культуры личности, с помощью которого она приобщается к мировой культуре. Однако предст ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru