В современном образовании игровая деятельность используется в качестве самостоятельной технологии, которая представляет собой совокупность различных игр, направленных на реализацию цели обучения и получение соответствующего результата:
- дидактические - от формирования определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, до расширения кругозора;
- развивающие - от умения принимать оптимальные решения, сравнивать, сопоставлять, находить аналогии до развития воображения, творческих способностей к внутренней мотивации учебной деятельности и совершенствования навыков самоуправления поведением;
- воспитательные - от воспитания навыков совместной деятельности, общительности, коммуникабельности до формирования нравственных позиций, этических и мировоззренческих установок, приобщения к нормам и ценностям общества, адаптации к условиям среды, стрессового контроля и само регуляции личности.
Игра позволяет развить у играющего так называемое «процедурное удовольствие», поскольку игра - свободная развивающая деятельность, возникающая лишь по желанию, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата. С ее помощью значительно расширяется «поле творчества» обучаемого, так как игровой процесс - это процесс в значительной мере импровизационный. Благодаря соперничеству, состязательности, конкуренции игра воздействует на чувства участников, вызывая «эмоциональное напряжение». Деятельность играющего имеет логическую и временную последовательность, поскольку любую игру сопровождают прямые или косвенные правила, отражающие содержание игры.
В игре также реализуется и комплекс функций, необходимых для социализации личности. Так, например, развлекательная функция не только доставляет человеку радость, но и побуждает интерес, коммуникативная - помогает осваивать диалектику общения, терапевтическая - способствует преодолению разнообразных трудностей, диагностическая - позволяет выявить отклонения от нормативного поведения, коррекционная - вносит изменения в структуру личности, а функция самореализации позволяет включить обучаемого в систему общественных отношений, помогает усвоить богатства культуры и человеческой практики.
Однако при всей эффективности активных методов в практическом их использовании педагоги часто испытывают ряд трудностей, которые обусловлены тем, что на первоначальном этапе обучаемый вынужден быть активным независимо от его желания, поскольку преподавателем осуществляется принудительная активизация его мышления. Кроме этого эффективность занятия, где в качестве основного метода применяется активный, в значительной степени зависит от устойчивой и длительной активности студентов в течение занятия, а кратковременная и эпизодическая активность не приносит должных результатов. Преподавателю не всегда удается полностью реализовать все запланированные условия, стимулирующие самостоятельность и творчество при выработке решений. Трудно решается задача повышения степени мотивации и эмоциональности обучаемых. Чтобы преподаватель был готов к устранению подобных трудностей, ему следует обратить внимание на особенности применения этих методов в конкретном учебном занятии.
Мы рассмотрели отдельные звенья и стороны учебного процесса. Рассматривая функции отдельных звеньев и сторон учебного процесса, мы имеем возможность раскрыть роль каждого звена и закономерности, присущие каждому из них. Прежде всего, выступает многозначность функций каждого звена и изменяемость его места в учебном процессе в зависимости от логики этого процесса. В реальной жизни учебный процесс развивается так или иначе как целостное, непрерывно изменяющееся и в то же время, сохраняющее свои устойчивые черты педагогическое явление, результат которого во многом зависит именно от характерных черт этого целого.
Процесс обучения может быть правильно понят только в том случае, если он рассматривается как целостный процесс, имеющий свою внутреннюю логику, благодаря которой все его стороны и звенья выступают в сложном взаимодействии и движение каждого из них подчинено, в конце концов, закономерностям движения целого. Только при этом условии процесс обучения приобретает ту внутреннюю силу, при которой все средства внешнего воздействия на учащихся отступают на второй план.
Для того чтобы преодолеть тот или иной недочет учебного процесса, недостаточно вскрыть влияние внешних факторов, необходимо вскрыть внутренние пружины этого явления. Суть взаимоотношения внешнего и внутреннего нельзя рассматривать механически. Внешние влияния сказываются на обучении не иначе, как преломляясь в тех внутренних процессах, которые свойственны природе процесса обучения. Важнейшим условием успешного обучения является создание системы учебно-воспитательной работы, которая реализует обучение в единстве с воспитанием как процесс непрерывного становления творческого коллектива класса и формирования личности каждого учащегося в соответствии с идеалом нового человека - строителя общества.
Статьи по педагогике:
Перспективы развития дистанционного обучения
Развитие отечественного образования является одной из важнейших задач, стоящих перед обществом. По мнению экспертов, одним из путей решения данной проблемы может стать дистанционное обучение. Без сомнения, онлайн-обучение ни в коем случае не сможет стать заменой традиционному обучению. Оно не в сос ...
Педагогический идеал и его конкретно-историческое воплощение
Человек, которого должно сформировать в нас воспитание, - это не тот человек, которого создала природа, а тот, каким его хочет видеть общество, а оно его хочет видеть таким, каким требует экономика этого общества. Доказательством этого служит то, как менялось наше представление о человеке в зависим ...
Особенности преподавательской деятельности учителя
музыки
Роль учителя в ознакомлении детей с музыкальными произведениями трудно переоценить. Учитель выступает посредником между ребенком и обширным, прекрасным миром искусства. По мнению Л. Г. Арчажниковой педагогическая задача учителя состоит в такой организации процесса познания искусства, которая способ ...