Цель практической части исследования заключается в доказательстве прикладной гипотезы: формирование санитарно-гигиенических навыков детей дошкольного возраста с РДА будет осуществляться успешно при следующих условиях: будут изучены и учтены психологические особенности детей с РДА, особенности их социально-бытовой адаптации и социализации; социально-педагогическая работа по формированию санитарно - гигиенических навыков у детей с РДА будет включена в эмоционально-смысловой контекст повседневной жизни ребенка.
Задачи исследования:
1. Изучить психологические особенности исследуемых детей с РДА дошкольного возраста.
2. Изучить особенности их социально-бытовой адаптации и социализации в плане овладения санитарно-гигиеническими навыками.
3. Спроектировать и реализовать с исследуемыми детьми систему занятий по формированию санитарно-гигиенических навыков, выявить их эффективность.
4. Разработать методические рекомендации для родителей детей с РДА по формированию санитарно-гигиенических навыков.
Сроки исследования: октябрь – февраль 2013 года.
Методы исследования:
1. Наблюдение с использованием методики «рейтинговая шкала аутизма C.A.R.S.» (методика - Приложение 1, протокол–Приложение 2)).
Цель: выявить характер проявления аутизма, психологические особенности, особенности социально-бытовой адаптации и социализации дошкольников с РДА.
Шкала основана на непосредственном наблюдении за поведением ребенка. В процессе исследования оценивают 15 признаков
2. Беседа с родителями (разработанная совместно со специалистами центра):
Цель: выявить особенности владения санитарно-гигиеническими навыками дошкольниками с РДА.
3. Наблюдение в условиях учреждения по пооперационной схеме.
Цель: выявить особенности владения санитарно-гигиеническими навыками дошкольниками с РДА.
Базой социально - педагогической работы по формированию санитарно-гигиенических навыков у детей с РДА стало Государственное Бюджетное Учреждение «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями Городецкого района» (РЦДПОВ).
РЦДПОВ является учреждением бюджетной системы социальной защиты населения, осуществляющим на территории Городецкого района социальную реабилитацию детей и подростков с ограниченными возможностями в умственном и физическом развитии в возрасте от трех лет до 18 лет, а также их семей.
Целью деятельности Центра является оказание детям и подросткам, имеющим отклонения в физическом или умственном развитии, квалифицированной медико-социальной, психолого-социальной и социально-педагогической помощи, обеспечение их максимально полной и своевременной социальной адаптации к жизни в обществе, семье, к обучению и труду.
Основными задачами Центра являются:
- выявление в городе или районе всех детей и подростков с ограниченными возможностями, проживающих в семьях, создание компьютеризированной базы данных о таких детях и подростках;
- изучение совместно с консультативно-диагностическими службами здравоохранения и образования причин и сроков наступления инвалидности ребенка или подростка, определение исходного уровня здоровья и психики ребенка, прогнозирование реабилитационного потенциала;
- разработка на основании типовых базовых программ индивидуальной программы абилитации и реабилитации детей и подростков;
- обеспечение реализации указанных программ и координация в этих целях совместных действий медицинских, образовательных, социальных, физкультурно-оздоровительных, спортивных и иных учреждений, способствующих реабилитации детей с ограниченными возможностями;
-оказание помощи семьям, воспитывающим детей и подростков с отклонениями в развитии, в их социальной реабилитации;
- социально-реабилитационная работа с родителями детей, имеющих отклонения в умственном или физическом развитии.
РЦДПОВ имеет следующие структурные подразделения (рис.1).
Рис.1 Структура ГБУ РЦДПОВ
Социально-педагогическая работа по формированию санитарно-гигиенических навыков у детей с РДА осуществляется в отделениях дневного пребывания и психолого-педагогической помощи. Отделения являются структурными подразделениями ГБУ РЦДПОВ и осуществляют социальную реабилитацию детей и подростков с ограниченными возможностями на территории района.
Статьи по педагогике:
Интерактивное взаимодействие учителя и учащихся
Термин "интерактивное взаимодействие" широко используется как в отечественной, так и в зарубежной педагогической литературе. В узком смысле слова (применительно к работе пользователя с программным обеспечением вообще) интерактивное взаимодействие - это диалог пользователя с программой, т. ...
Экспериментальная проверка предлагаемой методики в процессе педагогической
практики
В ходе педагогической практики была сделана попытка проверить все вышесказанное на практике, а также убедиться в том, что названных пособий недостаточно, чтобы грамотно и четко овладеть физическими знаниями и научиться их применять при решении задач. Так как в задачнике, рекомендованном министерств ...
Структура эмоциональных реакций дошкольника
К дошкольному возрасту изменяется структура самих эмоциональных реакций. 1. Эмоциональная сфера. Малыши. Восприятие аффективно окрашено. Эмоциональность обусловлена конкретной ситуацией: - Может ли получить предмет - Успешно ли действует с игрушкой - Помогает ли ему взрослый Дошкольники. Более спок ...