В таблице 3 представлены основные виды деятельности (социальные услуги), осуществляемые в отделениях.
Таблица 3 Основные виды деятельности отделений ГБУ РЦДПОВ
Отделение психолого-педагогической помощи. |
Отделение дневного пребывания. |
Социально-реабилитационные: -реализация индивидуальных программ реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями; -реализация программ SBR. Социально-педагогические -социально-педагогическое консультирование; -социально-педагогическая диагностика социально-бытовых знаний, умений, навыков детей и подростков и обследование личности; -социально-педагогическая коррекция; -трудотерапия; -музотерапия; -социально-педагогический патронаж; -организация детско-родительских праздников; -организация и проведение кружковой работы для формирования и развития интересов несовершеннолетних; Социально-психологические: -социально-психологическое консультирование; -психодиагностика; -психокоррекция личности Социально-педагогические: -дефектологическое консультирование; -диагностика познавательной деятельности; -дефектологическая коррекция; -логопедическое консультирование; -диагностика речевой деятельности; -логопедическая коррекция; -содействие в получении льгот и преимуществ, предусмотренных законодательством РФ. |
-Организация социально-реабилитационных мероприятий; -Организация полноценного питания, согласно утвержденным нормам; -Организация отдыха и оздоровления; -Организация социокультурного досуга и спортивно-оздоровительных мероприятий; -Самоподготовка к учебным занятиям; -Организация клубной и кружковой работы; -Организация трудовой реабилитации; - Организация социально-педагогической реабилитации. -Дополнительные социальные услуги. |
Для реализации практической работы были выбраны 3 ребёнка дошкольного возраста с ОВЗ, имеющими РДА. Диагноз поставлен в медицинском учреждении и зафиксирован в медицинской карте детей.
Таблица 4 Контингент детей с РДА
№ п/п |
Ф.И. |
Возраст |
Балл по шкале C.A.R.S. |
Степень проявления аутизма. |
1 |
Юля В. |
5 лет |
31,5 |
Легкая |
2 |
Лиля В. |
5 лет |
36 |
Средняя |
3 |
Варя С. |
6 лет |
36 |
Средняя |
В целях получения сведений об особенностях психического развития исследуемых детей был проведён анализ социально-психологической документации, подготовленной специалистами центра. В таблице 5 представлена характеристика детей на основании структурированного наблюдения по шкале C.A.R.S. Протокол исследования в Приложении 2.
Таблица 5 Характеристика детей с РДА
Параметр изучения |
Варя С. |
Юля В. |
Лиля В. |
Отношение к людям |
Не смотрит в глаза, избегает взрослого проявляет беспокойство, если отношения навязываются, не отвечает взрослому. |
Временами кажется, что не замечает взрослого. Чтобы привлечь внимание требуются настойчивые и сильные попытки. Инициирует контакт в минимальной степени. Общаются исключительно друг с другом, других детей «не видят» | |
Имитация |
Имитирует только после направления со стороны взрослого |
Требуется значительная степень настойчивости и помощи со стороны взрослого, часто имитирует только с задержкой | |
Эмоциональный ответ |
Реакции чрезмерны, не относятся к ситуации, гримасничает, кричит, |
Временами реакции не соответствуют происходящим событиям, могут быть задержанными, ригидность – нет выражения эмоций по отношению к объектам и событиям | |
Владение телом |
Повторяющиеся движения, необычные (скручивает, пальцы, руки, ноги) |
Моторная неловкость, плохая координация, раскачивания, повторяющиеся движения. | |
Использование предметов |
Заинтересовывается на очень короткое время, нюхает, кидает. |
Иногда проявляет интерес к куклам, но не к другим игрушкам -не играет а манипулирует ими | |
Адаптация к изменениям |
При изменении задачи могут продолжать предыдущую, отказаться от деятельности. | ||
Зрительный ответ |
Соответствует возрасту, но избегает смотреть в глаза взрослым |
Иногда может посмотреть на упоминаемый при нем объект, временами смотрят «в никуда» | |
Слуховой ответ |
Избыточная реакция на звуки |
Часто не отвечают, чтоб привлечь внимание, нужно часто повторять. Боязнь громких звуков | |
Ответ осязания, обоняния, вкуса |
Нюхает, проверяет на вкус несъедобные предметы |
Избыточные реакции на несильную боль | |
Нервозность и страхи |
Трудно успокоить |
Страхи темноты, громких (неречевых) звуков. | |
Вербальная коммуникация |
Задержка речевого развития (звукопроизношения, лексико грамматической стороны). На вопросы часто не отвечает и сама не задаёт. Речевые штампы к месту |
Задержка речевого развития (как импрессивной, так и экспрессивной стороны), звукопроизношения, лексико- грамматического строя. На вопросы часто не отвечают и сами не задают. Могут говорить о себе в третьем лице («Юля, есть»). Глаголы в речи встречаются преимущественно в неопределённой форме, прилагательные практически отсутствуют | |
Невербальная коммуникация |
Часто не понимает невербальной коммуникации других. |
Часто не может выразить свои потребности и желания невербально, не понимает невербальной коммуникации других | |
Уровень активности |
Может быть очень активной, трудно сдерживать |
Вялые, чтоб заставить шевелиться нужно потратить много сил | |
Вербальный ответ |
Не так сообразительна, как дети того же возраста |
Малосообразительные | |
Общее впечатление |
Все симптомы в лёгкой или средней степени |
Все симптомы в средней или лёгкой степени |
Статьи по педагогике:
Неуспеваемость глазами педагога
В итоге оценивания учащихся возникает проблема неуспеваемости или неудач в учебе отдельных учеников. Под неуспеваемостью понимается ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы. Неуспеваемость выражается в том, что ученик имее ...
Методы педагогического исследования
Методы педагогического исследования — это способы изучения педагогических явлений, получение научной информации о них с целью установления закономерностей и взаимосвязи этих явлений. Первую группу методов составляют методы теоретического исследования. Они необходимы для определения проблем, выдвиже ...
Система повторения пройденного и справочные материалы учебников и учебных
пособий
Регулярность повторения – необходимое условие организации учебного процесса. Действующие учебники обеспечивают реализацию этой задачи. В них включены специальные разделы, содержащие материалы для повторения, изученного на разных этапах процесса обучения: в начале учебного года, в начале изучения ка ...