К процедуре педагогического мониторинга предъявляются определенные организационно-методические требования: параметры отслеживания и набор показателей мониторинга должны быть ограниченными и постоянными в течение установленного периода; критерии мониторинговых исследований должны носить оценочный характер; регулярно, с определенной периодичностью, набор показателей и критериев оценки качества образовательного процесса должен корректироваться.
Для успешного внедрения педагогического мониторинга в практическую деятельность школы обязательно соблюдение трех этапов: подготовительного, практического и аналитического.
1 этап - подготовительный: постановка цели; определение объекта; установка сроков проведения; изучение соответствующей литературы; изучение имеющегося педагогического опыта; разработка инструментария для проведения мониторинга.
2 этап - практическая часть мониторинга: сбор информации.
К методам сбора, обработки и накопления информации относятся: экспертный опрос, наблюдение, анализ документации, посещение уроков, контроль, анкетирование, тестирование.
3 этап - аналитический: систематизация полученной информации; анализ имеющихся данных; разработка рекомендаций на последующий период.
Главным инструментом мониторинга является педагогическая диагностика (с греческого "распознавание").
В настоящее время существуют самые различные диагностические методики. Педагогическую диагностику мы рассматриваем как теорию и практику постановки диагноза с целью прогноза дальнейшего состояния объекта изучения и принятия решения о возможностях воздействия на данное состояние.
Функционирование системы диагностики связано с решением конкретных задач. Диагностика может быть направлена на выявление исходного (начального) состояния, что в дальнейшем позволит определить "прирост" знаний, проанализировать динамику процесса обучения. Она может ставить задачу выявления динамики образовательного развития каждого обучаемого, сопоставления реальных результатов с запроектированными на отдельных этапах образовательного процесса. Диагностика, осуществленная в конце четверти (триместра, полугодия, года, всего курса), направлена на оценку результативности работы как учащихся, так и самого учителя за этот период.
Цель школьного мониторинга заключается в том, чтобы стимулировать работу школьного коллектива и каждого его члена по повышению качества образования, облегчить принятие управленческих решений; оценивать результаты учительской и ученической деятельности, проводить своевременный анализ и корректировку образовательного процесса.
Статьи по педагогике:
Психолого-педагогическое обоснование исследуемой проблемы
Выбор средств обучения русскому языку, в том числе и средств развития речи школьников, опирается на достижения педагогики, дидактики, которая дает обобщенное понятие процесса обучения (это необходимо учителю). Успешное изучение русского языка невозможно без знания психологии обучаемых. Вот поэтому ...
Структура физкультурно-педагогической деятельности учителя
В своей профессиональной деятельности учитель физической культуры должен удовлетворить требования общества, которые заложены в виде целей и задач, представленных в Программе по физическому воспитанию. В каждой деятельности можно условно выделить подготовительный, исполнительный и контрольный этапы ...
Создание условий для ознакомления с классической музыкой в ДОУ
Основные этапы ознакомления детей с музыкальным сопровождением Первый этап – первоначальное знакомство с музыкальным произведением. Здесь ставятся задачи: ознакомить учащихся с музыкальными фрагментами, научить вслушиваться и эмоционально откликаться на выраженные в них чувства. Второй этап – форми ...