Для выявления плодотворности воображения школьников анализировалась композиция рисунка при помощи типологии, предложенной К.Д. Кирилловой:
1 тип – «Рассыпчатая» композиция;
2 – «Простой фриз»;
3 – «Двойной фриз»;
4 – «Широкая полоса земли»;
5 – «Центрированное расположение».
При анализе продуктивности воображения учитывались: количественный показатель – число действий композиции, т.е. число графических построений в рисунке ребенка, и качественный показатель – содержание действий композиции, их разнообразие.
Киселевой было отмечено, что высокий количественный показатель продуктивности воображения может сочетаться с низким качественным показателем. В то же время наблюдалось и обратное явление: количественный показатель – на низком уровне, качественный – на высоком. Высокая продуктивность воображения и по количественному, и по качественному показателям отразилась в рисунках следующих школьников с нарушением слуха: 1 класс – 29 %, 2 – 43 %, 3 – 60 %, 4 – 50 %; нормально развивающихся учащихся: 1 класс – 43 %, 2 – 57 %, 3 – 60 %, 4 – 70 %.
В работах некоторых детей, как с нарушением слуха, так и слышащих, наблюдался высокий количественный показатель продуктивности воображения, однако, изображенные объекты отличались шаблонностью, однообразием, отсутствием выразительности. Чаще всего школьники с нарушением слуха изображали ели и однообразные деревья неопределенного вида (шаблон рисования – «дерево вообще»). Причем некоторые ученики изобразили деревья с зеленой кроной, что говорит о наличии определенного сложившегося стереотипа в рисовании, неумении преобразовать представление, соотнести его с темой задания.
В работах 14 % первоклассников, 57 % второклассников, 60 % третьеклассников, 30 % четвероклассников с нарушением слуха присутствовали изображения животных (в рисунках слышащих сверстников соответственно: 1 класс – 43 %, 2 – 43 %, 3 – 30 %, 4 – 70 %). Рисунки 29 % школьников с нарушением слуха и 40 % нормально развивающихся детей содержали элементы сюжета (волк следит за зайцем, девочка лепит снежную бабу и т.п.). В работах 82 % слышащих детей и 65 % учащихся с нарушением слуха присутствовали нестандартные изображения объектов, различные выразительные детали. Учащиеся обеих категорий вносили в свои рисунки изображения снеговиков, людей, домов, празднично украшенных елей и др.
Созданию выразительных образов в работах детей способствует «эмоциональность» воображения. Данный параметр характеризует эмоциональную включенность ребенка в изображаемые события, его эмоционально-оценочное отношение. Эмоциональная насыщенность образов воображения в рисунках проявлялась посредством передачи чувств животных или людей (например, звери «улыбаются»), использования приема одухотворения, явно выраженной экспрессии изображения и др. Учащиеся обеих категорий часто сопровождали процесс рисования эмоциональными высказываниями, дополняли свои работы вопросительными и восклицательными знаками препинания и т.п. Эмоциональность воображения продемонстрировали учащиеся с нарушением слуха (57 % первоклассников, 72 % второклассников, 70 % третьеклассников, 70 % учеников четвертого класса) и нормально развивающиеся школьники (в 1 классе – 86 %, во 2 – 86 %, в 3 – 70%, в 4 – 70 %).
Общий анализ материалов изобразительной деятельности детей позволил Киселевой сделать вывод, что на протяжении школьного обучения наблюдается определенная положительная динамика в развитии воссоздающего воображения младших школьников с нарушением слуха. Тем не менее, исследователь отметила ограниченность чувственного опыта учащихся данной категории, их неумение перестраивать имеющиеся представления, многочисленные трудности в воссоздании соответственно словесному описанию и т.п.
По мнению Киселевой, формированию воссоздающего воображения детей с нарушением слуха будет способствовать специально организованная планомерная работа по формированию его структурных компонентов за счет обогащения эмоционально-чувственного опыта детей, увеличения объема их представлений о мире, расширения содержательного словарного запаса и кругозора; операциональных компонентов посредством развития мышления и речи, способностей к переконструированию элементов опыта. На наш взгляд, большие возможности для осуществления такой работы предоставляют занятия по изобразительной деятельности.
Об элементарных формах творческого воображения у глухих школьников. Особый интерес представляет исследование творческого воображения у глухих детей, так как ограниченность общения со взрослыми и слышащими сверстниками лишает их необходимого объема информации и знания приемов, способов реконструкции имеющихся представлений.
Статьи по педагогике:
Приемы развития творческого воображения у детей
дошкольного возраста с нарушением слуха
Приёмы развития воображения. Суть всех приемов развития воображения состоит в том, что детям постоянно предлагаются ситуации, из которых они самостоятельно должны найти выход. Ценность этих рисунков не в формах и цветовых сочетаниях, не в техническом качестве, а в движении мысли. Ситуации, основанн ...
Трудная жизненная ситуация как область педагогической поддержки
До недавнего времени государство гарантировало пусть и недостаточно высокий, но относительно устойчивый социальный уровень для каждого человека в области образования, здравоохранения, культуры, трудовых отношений, социального обеспечения и т.д. Однако сегодня эта ситуация изменилась и мы констатиру ...
Детерминанты авторитета педагога
Успешное осуществление педагогом процесса личностно формирования его учеников на гуманистических началах возможно при наличии авторитета. Это важное и непременное условие. Авторитетность — существенная характеристика личности, которая складывается в системе межличностных отношений. Феномен авторите ...