Формирование творчески активной личности глухих и слабослышащих учащихся

Образование и воспитание » Формирование творчески активной личности глухих и слабослышащих учащихся

Воображение является необходимой стороной любой творческой деятельности. Важнейшую роль в формировании воображения детей дошкольного возраста играет изобразительная деятельность (О.В.Боровик, А.Жатсель, Т.Г. Казакова, К.Д. Кириллова, Т.С.Комарова и др.). Изобразительная деятельность занимает значимое место в жизни ребенка, т.к. является средством познания мира, самопознания и самовыражения. Творчество маленьких художников от начала и до конца пронизано воображением (воображение направлено на построение замысла и его воплощение в работе, на создание образов, адекватно выражающих замысел). Изобразительная деятельность способствует формированию всех необходимых качеств воображения: широты, произвольности, устойчивости, яркости, оригинальности; развивает способность оперировать образами и создавать на их основе новые.

Формированию творчески активной личности глухих и слабослышащих учащихся также способствует изобразительная деятельность. Развитие детей с нарушением слуха характеризуется определенными особенностями, а это вызывает необходимость более глубокого, всестороннего изучения протекания психических процессов и функций детей данной категории с целью совершенствования их воспитания и обучения.

Ограниченность общения со взрослыми и слышащими сверстниками лишает детей с нарушениями слуха необходимого объема информации и знания приемов реконструкции имеющихся представлений. Процесс воображения в данном случае выполняет помимо отражательной еще и компенсаторную функцию.

Изучение особенностей воображения глухих и слабослышащих детей как существенной стороны познавательной сферы и определение стратегии формирования данного психического процесса – одна из актуальных проблем специальной психологии и коррекционной педагогики. Г.Л. Выгодская выявила своеобразие процессов воображения у глухих дошкольников в связи с изучением их игровой деятельности. Исследование А.Ф. Понгильской продемонстрировало: у глухих учащихся при чтении рассказа возникают образы, не всегда соответствующие описанию, что связано с непониманием учащимися смысла прочитанного текста. Результаты исследования М.Ю.Рау свидетельствуют о том, что у глухих школьников чаще, чем у слышащих сверстников, возникают трудности не только в понимании сказки, но и в нахождении наиболее удачных изобразительных решений при её воссоздании в виде аппликации. М.М. Нудельман выявил ряд особенностей воссоздающего и творческого воображения глухих школьников в процессе иллюстрирования ими рассказа, творческой реконструкции басни, творческого описания картин. Так, выполняя иллюстрации к рассказу, учащиеся испытывали значительные трудности в пространственном расположении объектов, часто допускали ошибки в окраске предметов, вносили в рисунки много подробностей из своего прошлого опыта, не относящихся к содержанию рассказа. В процессе творческой реконструкции басни у школьников наблюдались сложности в оперировании представлениями. Дети не всегда задумывались над тем, соответствуют ли выбранные ими действующие лица персонажам басни; при замене действующих лиц оставляли без изменения ситуацию, в которой разворачивалось описываемое событие и т.д. Творчески описывая картины, школьники чаще всего ограничивались описанием непосредственно воспринятого на картине и характеризовали события только данного момента, а, кроме того, не включали слуховые впечатления в описание. В специальной литературе сравнительно мало данных об особенностях воображения дошкольников с нарушением слуха в процессе изобразительной деятельности. Е.Г. Речицкая и Е.А. Сошина изучали состояние творческого воображения глухих первоклассников и третьеклассников в ходе выполнения заданий изобразительного характера и сделали вывод о снижении у этих детей по сравнению со слышащими сверстниками всех основных показателей, характеризующих деятельность воображения. Данное явление объясняется не только и не столько недостаточность чувственного опыта у глухих учащихся, сколько несформированностью у них способностей (навыков) к переконструированию, комбинированию этого опыта. Киселева А.В. исследовала в сопоставительном плане состояние воссоздающего и творческого воображения глухих и слабослышащих учащихся.

Цель исследования: теоретически обосновать и практически выявить особенности процесса формирования воображения детей с нарушением слуха дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности.

Задачи исследования:

Рассмотреть развитие воображения в онтогенезе и у детей с нарушением слуха;

Экспериментально выявить состояние творческого воображения у дошкольников с нарушением слуха;

Предложить методические рекомендации по развитию творческого воображения у дошкольников с нарушением слуха средствами изобразительной деятельности.

Объект исследования: воображение детей с нарушением слуха.

Предмет исследования: особенности процесса формирование воображения детей с нарушением слуха дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности.

Методы исследования:

теоретический анализ отечественной и зарубежной, психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме;

эксперимент;

методы наблюдения, беседы;

методы математической статистики, графические и табличные интерпретации полученных в ходе эксперимента данных.

Статьи по педагогике:

Современная образовательная система в Японии: традиция и тенденции развития
Система образования в Японии. Основной задачей политики японского государства в сфере образования стало воспитание и обучение творческой, неординарно мыслящей, гармоничной и духовно богатой личности, способной действовать в разнообразно консолидированных общественных и государственных структурах. В ...

Классификация простых задач
Простые задачи можно разделить на группы в соответствии с теми арифметическими действиями, которыми они решаются. Однако в методическом отношении удобнее другая классификация: деление задач на группы в зависимости от тех понятий, которые формируются при их решении. Можно выделить три такие группы. ...

Коррекция нарушений звуко-слоговой структуры слова
Преодоление этого нарушения достигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития. Система обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями звуко-слоговой структуры слова включает коррекцию речевого дефекта и подгото ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru