Развитие воображения в онтогенезе

Страница 1

Воображение — это универсальный психический процесс, входящий в состав любого вида деятельности человека в той мере, в какой она требует творчества, включая и речь. Воображение проявляется в тесной связи с восприятием, памятью, мышлением, эмоциями. Оно вплетается практически во все познавательные процессы и во многом зависит от потребности и желаний личности, ее мотивов.

Физиологической основой воображения является сложная аналитико-синтетическая деятельность мозга, в процессе которой происходит образование новых систем временных связей на основе ранее сформированных. Предполагают, что физиологические механизмы воображения находятся не только в коре больших полушарий головного мозга, но и в более глубинных его отделах (в гипоталамо-лимбической системе). Благодаря пластичности мозговых тканей прежний опыт человека не только сохраняется, воспроизводится, но и творчески перерабатывается. Эту творческую деятельность, основанную на комбинировании элементов прежнего опыта и создании нового, в психологии и называют воображением.

Существует большое количество толкований термина «воображение»:

по определению А.Я. Дудецкого, воображение (фантазия) – психический процесс, заключающийся в создании новых образов, идей и эмоционально-чувственных состояний на основе прошлого опыта личности;

Г.А.Урунтаева считает, что под воображением следует понимать психический познавательный процесс создания новых образов путем переработки материалов восприятия и представления, полученных в прошлом опыте;

по мнению С.Л.Рубинштейна, воображение связано с нашей способностью и необходимостью творить новое, представляя собой преобразование данного, осуществляемое в образной форме;

воображение – это создание новых образов на основе ранее воспринятых (Я.Л. Коломинский);

воображение – это образно-информационное моделирование действительности на основе рекомбинированых образов памяти (Еникеев М.И.) .

Некоторые авторы считают воображение и фантазию синонимами. Однако, есть расхождения в понимании этих терминов. Например, их противопоставляет А.П. Нечаев, а Е.И. Игнатьев утверждает, что фантазия разновидность воображения. Н.И. Кондаков считает, что фантазия выступает синонимом творческого воображения. Н.С. Шабалин обособляет творческое воображение от творческой фантазии и рассматривает воображение в качестве психической деятельности, в ходе и результате которой связь с реальностью прослеживается более отчетливо, чем в процессе фантазирования .

И.В. Дубровина рассматривает фантазию (мечтательность) в качестве одного из видов творческого воображения. А.Я. Дудецкий считает, что попытки смыслового обособления фантазии от воображения неоправданны, т.к. они не расширяют знаний о проблеме, а вносят путаницу и неразбериху.

В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций:

представляет действительность;

регулирует эмоциональные состояния;

регулирует познавательные процессы;

формирует внутренний план действий;

предоставляет возможность выполнять действия в уме;

планирует и программирует деятельность (антиципация);

познавательная функция;

социальная функция (детские игры и т.д.).

Виды воображения. Р. Немов полагает, что воображение может быть четырех основных видов: активное, пассивное, продуктивное и репродуктивное. Активное воображение характеризуется тем, что, пользуясь им, человек усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Пассивное воображение возникает спонтанно, помимо воли и желания человека. Продуктивное воображение характерно тем, что действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Репродуктивное воображение здесь ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть. Такое воображение больше напоминает восприятие или память.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по педагогике:

Задачи, методы, организация, исследование физкультурно-оздоровительных праздников для детей младшего школьного возраста
Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннего развитие личности школьника - это крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и умение осуществлять физкультурно-оздоровител ...

Формирование и контроль знаний младших школьников на уроках физической культуры
В 2008-2009 учебном году на всех ступенях общего образования используется комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов. Основные содержательные линии программы физического воспитания реализуется в двух направления – развитие двигательных умений и навыков, развитие и совершенст ...

Изучение влияния музыкальных занятий на развитие и коррекцию устной речи глухих школьников младших классов
Актуальность данного эксперимента заключается в том, что в школах, в которых обучаются глухие дети, мало внимания уделяется роли музыки в коррекционной работе. Несмотря на то, что в настоящее время существует целая система музыкально-ритмических занятий, внеклассных занятий с выходом на кружки, шко ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru