Скоробогатов В.А. и Коновалова Л.И. считают, что в процессе эволюционного развития воображение представлено в следующих формах: первичная форма сенсорного воображения (предметно-чувственное воображение) трансформируется в первично-социализированное воображение, далее на уровне наглядно-образного мышления возникает социально-детерминированное воображение, затем – первичное художественное и, наконец, воображение современного типа. Все указанные формы воображения, кроме воображения современного типа, исследователи назвали докогнитивными и дорациональными.
Н.Н. Палагина выделяет материальные и словесные формы воображения. К.Д. Кириллова, говоря о взаимодействии воображения и эмоций, упоминает аффективное и эмоциональное воображение. У. Джемс в зависимости от образов воспроизведения выделяет двигательную форму воображения, зрительную, слуховую, осязательную .
Классификация образов воображения:
по временной перспективе:
образы, направленные на прошлое (стиль ретро);
образы, направленные на будущее (футуризм).
Описательная классификация образов воображения по Коршуновой:
образы предметов или явлений не наблюдаемых в данный момент, но в принципе доступных наблюдению;
образы предметов и явлений не наблюдаемые в силу ограниченности наших органов чувств;
образы предметов и явлений созданных в процессе практической деятельности человека;
образы предметов, которые не существуют и в принципе существовать не могут.
Под творческим воображением обычно понимают преднамеренное преобразование представлений и самостоятельное создание новых представлений (образов).
Соотношение творческого воображения и мышления рассматривается А.В.Петровским и M.Б. Беркинблитом, которые видят в этих двух процессах различные аспекты интеллектуальной деятельности. Авторы считают, что в зависимости от знания, как решить задачу, от пути, применяемого для ее решения (используется ли операция преобразования непосредственных образов или операция реконструкции понятий, символов), можно говорить о разных формах воображения и мышления.
Принципиальное значение имеет четкая дифференциация понятий «творческое воображение» и «творческое мышление», однако не менее важна ясная позиция в отношении понятий «творческое воображение» и «представление». Неверно отождествлять эти понятия. Творческое воображение — процесс, оперирующий представлениями памяти (данные своего прошлого опыта); в результате деятельности воображения возникают новые представления, так называемые представления воображения. «Строительным материалом» для воображения является наш прошлый опыт (данные восприятий, памяти), продуктом воображения являются новые образы, представления воображения.
Творческое воображение как важнейший познавательный процесс заключается в переработке представлений, в свободном оперировании ими. Такие виды учебной деятельности, как составление геометрических задач, придумывание примеров к грамматическим правилам, написание сочинений, черчение и конструирование, требуют от учащихся умения оперировать представлениями и в соответствии с условиями задачи перерабатывать и оформлять их в виде определенного результата, продукта деятельности. Естественно, что уровень творческого воображения, его продуктивность зависят от объема информации, от богатства опыта.
Развитие воображения в онтогенезе. Данные исследователей позволяют считать второй год жизни сензитивным периодом и доречивым этапом развития воображения. Характерные особенности доречевого этапа:
Статьи по педагогике:
Психолого-педагогические особенности учащихся гуманитарных классов
Исходя из анализа наблюдений, анкетирования, опыта преподавания в профильных классах, исследователи выделяют следующие психолого-педагогические особенности учащихся гуманитарных классов: 1. У учащихся гуманитарных классов преобладает наглядно-образное мышление, а математических - абстрактно-логичес ...
Проблемы и перспективы развития Северного морского
пути
Проблемы функционирования Северного морского пути тесно связаны с общими проблемами Российской Арктики. Эффективное использование Северного морского пути в качестве международного транспортного коридора, решающего задачи транспортировки грузов для обеспечения экономических потребностей России и меж ...
Использование звукоусиливающей аппаратуры на музыкальных
занятиях в школе глухих
Формирование восприятия музыки осуществляется на основе дифференцированного подхода к использованию сохранного остаточного слуха детей Необходимо выявить музыкально-слуховой диапазон каждого ребенка с учетом акустических возможностей помещения и музыкального инструмента, используемого на занятиях. ...