Семья как специфическая педагогическая система. Особенности развития современной семьи

Образование и воспитание » Стили родительского воспитания детей дошкольного возраста в процессе развития личности » Семья как специфическая педагогическая система. Особенности развития современной семьи

Страница 1

Социология рассматривает семью как часть целого общественного организма, как клетку общества, как социальный воспитательный коллектив. Все изменения, происходящие в социально – экономической сфере, обязательно находят свое отражение в семье. В отличие от других социальных коллективов – производственных, профессиональных, политических,- семья не подвергается прямой перестройке.

Жизнь семьи характеризуется многосторонними отношениями: социально-биологическими, хозяйственно-экономическими, нравственными, психологическими. Каждый этап в развитии семьи связан с утратой одних и возникновением других функций, с изменением масштабов и характера социальной деятельности ее членов. Семья выполняет важные общественно значимые функции по отношению к обществу и по отношению к человеку.

Основными функциями семьи по отношению к обществу являются:

1.Физическое воспроизводство населения. Для смены поколений необходимо соответствующее число детей в рамках определенного государства;

2.Воспитательная функция–передача знаний, умений, навыков, норм, ценностей, духовное воспроизводство;

3.Производственно-хозяйственная. Социологи показали, что для того, чтобы освободить семью от хозяйственных забот потребуется дополнительно 40-45 млн человек;

4.Организация досуга, т.к. значительная часть времени проводится вне работы, учебы (семейное общение).

Функции семьи по отношению к человеку:

1. Супружеская функция. Супруги - самые близкие люди, они взаимодополняют друг друга. Отдыхают, получают моральную поддержку;

2. Родительская функция – семья дает необходимое для гармонии в жизни, для того, чтобы в старости скрасить жизнь родителей;

3. Организация быта. Известно, что семейный быт – самый комфортный быт в психологическом смысле.

Принимая во внимание функции семьи, их многообразие и взаимосвязь, мы можем выделить некоторые наиболее характерные особенности и тенденции развития современной семьи.

К Особенности развития современной семьи относят:

1) специфика социального уклада в городской и сельской семье. Например, отношения в сельской местности складываются таким образом, что каждый ребенок чувствует себя под строгим контролем односельчан. С одной стороны, это явление положительное, c другой же – такой социальный контроль может носить мещанский, домостроевский характер, и тогда он из потенциально положительного превращается в потенциально угнетающий личность. В большом городе такой контроль отсутствует;

2) существует прямая зависимость: чем выше образование родителей, тем более успешно учатся их дети в школе. Современные родители, как правило, имеют среднее или неполное среднее образование. Но современные родители – это активно работающие люди, и воспитание детей чаще всего возлагается на дедушек и бабушек, образование которых в большинстве случаев значительно ниже;

3) происходящее в обществе расслоение населения по степени материального достатка определяет различия в семейном воспитании детей, характер взаимоотношений между родителями и детьми. Как правило, на детей в семье затрачивается от 25% до 50% семейного дохода. В семье с большим материальным доходом при появлении педагогической слепоты не исключены случаи пресыщения (излишняя ласка, задабривание, закармливание и пр.). Пресыщение – это такое отношение к жизни, материальным и духовным ценностям, созданным людьми, которое проявляется в полнейшем пренебрежении, безразличии к представляемым благам. Неслучайно из числа пресыщенных с детства вырастают скептики, тунеядцы, искатели острых ощущений;

4) идет процесс разукрепления семьи – выделение молодой брачной семьи (семьи без дедушек и бабушек). Объективно процесс разукрепления семьи может быть оценен как положительный. Это обеспечивает ее укрепление и развитие как самостоятельного коллектива. Не отвергая мудрости, жизненного опыта старших – своих родителей, молодые супруги утверждают в своей семье отношения, выражающие их чувства, индивидуальность, их вкусы, интересы. Переживаемые трудности укрепляют дружбу, солидарность, учат делить и радости и беды. В отделенной семье складывается благоприятный психологический климат для воспитания детей. Однако молодая семья испытывает на первых порах и известные трудности: бытовая неустроенность, осложнение с определением детей в дет.сады и др. Преодоление этих трудностей – предмет заботы общества;

Страницы: 1 2

Статьи по педагогике:

Требования к знаниям и умениям, приобретаемым при изучении дисциплины
Содержание дисциплины ориентированно на подготовку различных специалистов, обучающихся в средне-профессиональных учебных заведениях. Перед изучением курса студент должен освоить такие дисциплины, как «Науки о Земле», «Общая биология», «Физическая география», «Экономическая география». У студента до ...

Опорные конспекты, схемы и таблицы по теме «Халькогены»
В целях интенсификации процесса обучения в ходе проведения лекции по теме учителем совместно с учащимися составляются опорные конспекты. Элементы главной подгруппы VI группы (халькогены) Строение внешнего энергетического слоя атомов элементов этой подгруппы следующее: О, S – ns2, np4; Se, Те, Ро - ...

Уровни методологии педагогики
Структура методологического знания может быть представлена четырьмя уровнями (по Э.Г. Юдиной): философским, который представлен общими принципами познаний и категориальным строем науки в целом; общенаучным, который содержит теоретические концепции, применяемые ко всем или большинству научных дисцип ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru