Характеристика испытуемых: в эксперименте приняло участие 40 старших дошкольников. Из них 20 детей с нарушением слуха – воспитанники СДУ № . Они вошли в ЭГ (экспериментальную группу). Их 20 нормально слышащих сверстников составили КГ (контрольную группу).
Цель констатирующего эксперимента – выявление в сравнительном плане уровня развития воображения глухих, слабослышащих и нормально развивающихся дошкольников в процессе изобразительной деятельности.
Для исследования состояния творческого воображения учащимся было предложено выполнить задания.
При анализе детских работ мы учитывали следующие показатели:
количественную продуктивность деятельности воображения, которая определялась по числу композиций (средняя количественная продуктивность на одну фигуру, один элемент);
гибкость использования идей, благодаря которой рисунки можно разделить на творческие и нетворческие (нетворческие – типичные рисунки, когда одна и та же фигура превращалась в один и тот же элемент изображения, и рисунки, в которых разные эталоны преобразовывались в один и тот же элемент изображения; творческие – работы, в которых на основе заданных эталонов создавались неповторяющиеся изображения);
оригинальность созданных образов, определяемая по степени индивидуализации выполнения задания, неповторяемости его результата (при подсчете показателей уровня оригинальности рисунков учитывались те работы, которые повторялись не более, чем у двоих детей класса);
эмоциональность – критерий активности воображения, направленной на создание выразительного образа; данный критерий характеризует эмоциональную включенность ребенка в изображаемые события, его эмоционально-оценочное отношение.
Таким образом, за каждое творчески выполненное задание начислялся 1 балл. Максимальное количество баллов – 50.
Выводы об уровне развития творческого воображения:
Высокий уровень – 40-50 баллов;
Средний уровень – 25-39 баллов;
Низкий уровень – 0-24 балла.
В ходе статистической обработки полученных данных использовался U-критерий Манна-Уитни, который предназначен для оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака, количественно измеренного. Он позволяет выявлять различия между малыми выборками, когда n1,n2≥3 или n1=2, n2≥5. Чем меньше U эмп., тем более вероятно, что различия достоверны.
В результате проведения констатирующего эксперимента были получены следующие данные (приложение 2):
Рис. 2 Уровень развития творческого воображения в ЭГ
1 - высокий уровень; 2 - средний уровень; 3 - низкий уровень.
Рис. 3 Уровень развития творческого воображения в КГ
1 - высокий уровень; 2 - средний уровень; 3 - низкий уровень.
Рис. 4 Сравнение уровня творческого воображения детей из ЭГ (1 ряд) и КГ (2 ряд)
1 - высокий уровень; 2 - средний уровень; 3 - низкий уровень.
Анализ данных эксперимента показал, что по уровню развития творческого воображения дети с нарушением слуха из ЭГ значительно уступают детям из КГ. Так, высокий уровень развития творческого воображения в ЭГ выявлен только у 20 % группы, по сравнению с КГ – 50 %; средний уровень показали в ЭГ 30 % против 25 % в КГ и низкий уровень развития творческого воображения диагностирован у 50 % дошкольников с нарушение слуха и у 25 % нормально слышащих детей.
Следует подчеркнуть, что дети без депривации более свободно оперировали образами, чем дошкольники с нарушением слуха. Некоторые дошкольники не просто создавали объекты, близкие по форме к предложенным фигурам либо элементам предметов, а в своих рисунках изменяли обычную форму объектов в соответствии с условием задания.
Дети со слухом в норме чаще, чем их сверстники, сопровождали свои рисунки разнообразными высказываниями.
Некоторые дошкольники без депривации в своих работах пользовались приемом загораживания, элементами перспективы, тогда как дети с нарушением слуха были на это не способны.
Половина детей из ЭГ не принимали задачу на построение образа с использованием заданной фигуры либо элемента; 20 % дошкольников с нарушением слуха дорисовывали фигуру (элемент), но изображение было схематичное, без деталей, контуры единичных предметов обычно совпадают с контурами предложенных геометрических фигур;
Статьи по педагогике:
Определение сущности постановки целей и идеалов в образовании
и воспитании
Процесс целеполагания в образовании и воспитании обусловлен целым рядом факторов. Чтобы выделить эти факторы, обратимся к анализу исторического опыта целеполагания в образовании и воспитании. В первобытном обществе, согласно И.П. Подласому, "воспитание было призвано обеспечивать существование ...
Рекомендации социальному педагогу по профилактике
наркотической зависимости у старших подростков
По результатам проведенного исследования мы пришли к выводу, что в настоящий момент проводимые мероприятия по профилактике наркотической зависимости в МОУ СОШ № 103 мало эффективны. В 9Б классе выявлены подростки, которых можно отнести к "группе риска" употребления наркотических средств. ...
Результаты сформированности представлений о множестве у детей четвертого
года жизни
Цель: Оценить и проанализировать результаты исследования. Задачи: 1. Выявить сформированность представлений о множестве у детей четвертого года жизни после проведения серии игр; 2. Проанализировать и оценить результаты контрольного эксперимента; 3. Сравнить и проанализировать результаты констатирую ...