Характеристика испытуемых: в эксперименте приняло участие 40 старших дошкольников. Из них 20 детей с нарушением слуха – воспитанники СДУ № . Они вошли в ЭГ (экспериментальную группу). Их 20 нормально слышащих сверстников составили КГ (контрольную группу).
Цель констатирующего эксперимента – выявление в сравнительном плане уровня развития воображения глухих, слабослышащих и нормально развивающихся дошкольников в процессе изобразительной деятельности.
Для исследования состояния творческого воображения учащимся было предложено выполнить задания.
При анализе детских работ мы учитывали следующие показатели:
количественную продуктивность деятельности воображения, которая определялась по числу композиций (средняя количественная продуктивность на одну фигуру, один элемент);
гибкость использования идей, благодаря которой рисунки можно разделить на творческие и нетворческие (нетворческие – типичные рисунки, когда одна и та же фигура превращалась в один и тот же элемент изображения, и рисунки, в которых разные эталоны преобразовывались в один и тот же элемент изображения; творческие – работы, в которых на основе заданных эталонов создавались неповторяющиеся изображения);
оригинальность созданных образов, определяемая по степени индивидуализации выполнения задания, неповторяемости его результата (при подсчете показателей уровня оригинальности рисунков учитывались те работы, которые повторялись не более, чем у двоих детей класса);
эмоциональность – критерий активности воображения, направленной на создание выразительного образа; данный критерий характеризует эмоциональную включенность ребенка в изображаемые события, его эмоционально-оценочное отношение.
Таким образом, за каждое творчески выполненное задание начислялся 1 балл. Максимальное количество баллов – 50.
Выводы об уровне развития творческого воображения:
Высокий уровень – 40-50 баллов;
Средний уровень – 25-39 баллов;
Низкий уровень – 0-24 балла.
В ходе статистической обработки полученных данных использовался U-критерий Манна-Уитни, который предназначен для оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака, количественно измеренного. Он позволяет выявлять различия между малыми выборками, когда n1,n2≥3 или n1=2, n2≥5. Чем меньше U эмп., тем более вероятно, что различия достоверны.
В результате проведения констатирующего эксперимента были получены следующие данные (приложение 2):
Рис. 2 Уровень развития творческого воображения в ЭГ
1 - высокий уровень; 2 - средний уровень; 3 - низкий уровень.
Рис. 3 Уровень развития творческого воображения в КГ
1 - высокий уровень; 2 - средний уровень; 3 - низкий уровень.
Рис. 4 Сравнение уровня творческого воображения детей из ЭГ (1 ряд) и КГ (2 ряд)
1 - высокий уровень; 2 - средний уровень; 3 - низкий уровень.
Анализ данных эксперимента показал, что по уровню развития творческого воображения дети с нарушением слуха из ЭГ значительно уступают детям из КГ. Так, высокий уровень развития творческого воображения в ЭГ выявлен только у 20 % группы, по сравнению с КГ – 50 %; средний уровень показали в ЭГ 30 % против 25 % в КГ и низкий уровень развития творческого воображения диагностирован у 50 % дошкольников с нарушение слуха и у 25 % нормально слышащих детей.
Следует подчеркнуть, что дети без депривации более свободно оперировали образами, чем дошкольники с нарушением слуха. Некоторые дошкольники не просто создавали объекты, близкие по форме к предложенным фигурам либо элементам предметов, а в своих рисунках изменяли обычную форму объектов в соответствии с условием задания.
Дети со слухом в норме чаще, чем их сверстники, сопровождали свои рисунки разнообразными высказываниями.
Некоторые дошкольники без депривации в своих работах пользовались приемом загораживания, элементами перспективы, тогда как дети с нарушением слуха были на это не способны.
Половина детей из ЭГ не принимали задачу на построение образа с использованием заданной фигуры либо элемента; 20 % дошкольников с нарушением слуха дорисовывали фигуру (элемент), но изображение было схематичное, без деталей, контуры единичных предметов обычно совпадают с контурами предложенных геометрических фигур;
Статьи по педагогике:
Особенности социального развития подростков
Развитие социальной компетентности требует тщательного определения возрастных особенностей ее носителей. Наиболее сложным и важным, с точки зрения личностного развития, является подростковый возраст. Общий рост личности подростка, расширение круга его интересов, развитие самосознания, новый опыт об ...
Лингвистические основы изучения звуко-слоговой
структуры слова
Раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка, то есть способы образования (артикуляцию) и акустические свойства звуков, их изменения в речевом потоке, называется фонетикой. Звуковой строй конкретного языка изучается частной фонетикой. В отличие от нее общая фонетика на материале различных я ...
Овладение просодической стороной речи в онтогенезе
Первый год жизни, несмотря на то, что ребенок еще не говорит, является очень важным для формирования речи и всех ее компонентов. Устная речь предполагает наличие голоса, и уже вскоре после рождения крик приобретает различную обертональную окраску в зависимости от состояния ребенка. Крик является пе ...