Отметка в социальной жизни школьника

Образование и воспитание » Роль оценки и отметки в обучении » Отметка в социальной жизни школьника

Как известно, средний возраст ребенка, идущего в первый класс – 6-7 лет. Обычно в школе детей делят на группы по 20-30 человек, каждая из которых становится классом. В процессе учебно-воспитательной работы класс постепенно превращается в первичный детский коллектив, со своими интересами, целями и путями их достижения. Но это достаточно длительный процесс, и для поддержки формирования первичного детского коллектива необходимо сплачивать детей через общую деятельность, через назревшие общие цели. У детей, конечно, возникают споры, разногласия и конфликты, но педагог их должен регулировать. Эти конфликты не миновать, но часть из них можно предупредить.

Вначале дети не оперируют словами «хороший ученик», «плохой ученик», «сильный», «слабый», «ленивый». Они не считают себя ни отличником, ни двоечником – эти понятия не для них еще сформированы, они учатся в силу своих возможностей. С рождения в человеке заложена любознательность, активность, стремление познать мир, именно поэтому детей не надо принуждать к учению. Необходимо лишь правильно организовать учебно-воспитательный процесс, условия для проявления внутреннего потенциала ребенка, включения его в познавательную деятельность. Пробуждение потребности познания будет зависеть от степени включения в учебный процесс способностей ребенка.

В этом процессе начинающий школьник будет довольствоваться указаниями педагога, его поддерживающей оценкой, одобрением, постановкой все более сложных задач, соизмеримых с темпами развития и с оптимистичным настроем на результат его стараний. Лучше сказать ученику каким он может стать, при затрате некоторых усилия, чем с сожалением сказать, каким он не стал, так как не проявил таких стараний. Важнее поставить школьнику в пример его, пускай даже не большие достижения, чем преуспевающего в учении товарища. «Такая стратегия вполне соответствует обобщенному опыту В.А.Сухомлинского о приобщении ребенка к радости познания окружающего мира, гуманистической педагогике Я.Корчака, призывающего к развитию в ребенке самовоспитывающей активности».

Как заметил Ш.А.Амонашвили: «Появление отметки остается почти не замеченным для ребенка, приступающего к учению. Она принимается им как смутное представление, о каких – то изменениях в жизни, о каких-то успехах». Потихоньку вникая в познавательный процесс учебной деятельности, ребенок настолько им увлечен, что отметка для него остается просто цифрой, поставленной учителем, он, как и его товарищи, еще не придают правильного значения отметкам. Ученики скорее гонятся за их количеством, не уповая на качественную сторону отметки – поскольку пока отметки воспринимаются как отличительные знаки за проделанную работу, не несущие смысловой нагрузки. Ребенок не может знать и тем более предвидеть, какую роль будут играть отметки в его социальной жизни.

Вначале педагогу придется приучать детей к отметкам, аргументировать их разность. Вскоре ученик это увидит и поймет, так как отметки будут регулировать его отношение к окружающим людям и их отношение к нему. К сожалению, постепенно радость первых отметок проходит, и этому способствует изменение социальных отношений.

Статьи по педагогике:

Определение золотого сечения
Иоганн Кеплер говорил, что геометрия владеет двумя сокровищами - теоремой Пифагора и золотым сечением. И если первое из этих двух сокровищ можно сравнить с мерой золота, то второе с драгоценным камнем. Теорему Пифагора знает каждый школьник, а что такое золотое сечение – далеко не все. Пропорция – ...

Формирование эстетических принципов в театре Вахтангова
Режиссерская манера Вахтангова претерпела значительную эволюцию за 10 лет его активной творческой деятельности. От предельного психологического натурализма первых постановок он пришел к романтической символике «Росмерсхольма». А далее — к преодолению «интимно-психологического театра», к экспрессион ...

В чем заключается специфика педагогического общения
Общение присутствует во всех видах человеческой деятельности, но есть ее виды, где общение из фактора, сопровождающего деятельность, сопутствующего ей, превращается в категорию кардинальную, профессионально значимую. Иначе говоря, общение является уже не просто формой обыденного человеческого взаим ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru