Дошкольная педагогика Германии

Страница 1

Отцом всей дошкольной педагогики я считаю Фридриха Фребеля. Закончив в 1801 Йенский университет, в возрасте девятнадцати лет он начал работать у И.Г. Песталоцци в Ивердонском институте. В 1837 году, умудренный опытом, он открыл в Бланкенбурге (Тюрингия) учреждение для игр и занятий детей младшего возраста, на основе которого разработал идею детского сада. Задачей детского сада, в отличие от приютов заключалась в обучении и воспитании детей.

По своим философским взглядам Фребель был идеалистом и рассматривал дошкольное воспитание как единственное средство уничтожения общественного зла и улучшения нравов. Основная цель детских садов Фребеля состояла в содействии раскрытию природных способностей ребенка: дети растут, как цветы (отсюда термин «детский сад») В его системе воспитания исходным являлось представление о деятельной природе ребенка – его подвижности, непосредственности, постоянном развитии физических и умственных сил, общительности, любознательности. Была организована подготовка воспитательниц («садовниц»).

В основе методики Фребеля – развитие органов чувств, движений, мышления и речи. Особо подчеркивалось воспитательно-образовательное значение игр в детском возрасте. Фребель предложил особый дидактический материал, т.н. Дары Фребеля, представлявшие систему занятий и игр с мячами и геометрическими телами – шариками, кубиками, цилиндрами, брусочками, и всё более мелкими и разнообразными их членениями. Все это использовалось для развития пространственных представлений, восприятия движения, формы, цвета, величины, числа, комбинаторских способностей мышления в процессе детских «построек». Кроме Даров Фребель вводил занятия-игры, используя палочки, камешки, песок. Большое внимание уделялось беседе, рассказыванию, пению, рисованию, лепке, моделированию и вырезанию из бумаги, труду детей на огороде и в саду.

Некоторые считают недостатком системы Фребеля жёсткое регламентирование действий ребенка, а также формалистичность и педантичность Даров Фребеля. Но это вытекает из самого представления о ребенке, как о растении, из которого опытный садовник формирует нечто им задуманное. Также есть мнение, что система Фребеля в процессе своего массового использования была извращена. Игры с Дарами превратились в формальные упражнения, в которых основную активность берет на себя взрослый, а ребенок остается лишь слушателем и наблюдателем. В результате эти занятия утратили свой развивающий эффект. Тогда как для Фридриха Фребеля основным был принцип деятельности и активности самого ребенка.

Система Фребеля получила широкое распространение во всем мире. В России первый журнал о дошкольном воспитании назывался «Детский сад» и издавался последователями Фребеля. В начале ХХ века существовали многочисленные фребелевские курсы и общества. Оттуда вышли такие выдающиеся педагоги и исследователи, как Е.Н. Водовозова и Е.И. Тихеева. Во многих современных дидактических играх, вошедших в типовые советские программы можно видеть влияние методик Фребеля. А из Советского Союза эти программы пришли в Восточную Германию, как образец для подражания.

Второй большой дар Германии мировой педагогической науке – вальдорфская педагогика Штайнера.

Рудольф Штайнер (1861-1925) – самый известный из немецких философов, основоположник антропософии, и его педагогическая система основана на теософской концепции о составе и развития человека.

Теософия учит, что душа, решив воплотиться, опускается с тонких планов в более плотные, строит себе физическое тело, и человек рождается. Маленький ребенок открыт, он непосредственно общается со своей душой, или Высшим Я. Потом, в период построения личности, человек закрывается. И только после окончательного построения личности, после 28 лет он снова может выйти на контакт со своей душой, на этот раз уже осознанно. К моменту рождения физическое тело построено, и начинает строиться эфирное, или энергетическое тело. Оно строится в течении семи лет. В это время ребенок пользуется эфирным телом матери. С семи лет начинает строиться эмоциональное тело, или тело желаний. Это первый этап построения личности. Человек постепенно закрывается. С 14 лет начинает строиться ментальное тело, или низший, конкретный ум. С 21 года при хороших условиях может начать развиваться высший, или абстрактный ум. После 28 лет, используя развитую, сбалансированную личность как фундамент, человек может построить лестницу к высшим планам своего существа.

Страницы: 1 2

Статьи по педагогике:

Общепедагогические и дидактические идеи учёных – энциклопедистов востока
Период раннего Восточного Ренессанса. В течении IX – ХII вв. в период Караханидов, Газнивидов, Селдюкидов и Хорезмшахов независимое государство появилось в Маверауннахре и Хорасане. Несмотря на непрерывные войны, развивавшимся под влиянием определенных кругов, этот период был очень важным для терри ...

Общая характеристика методов обучения и их сравнительный анализ
Методы обучения - это способы взаимосвязанной деятельности преподавателя и студентов, направленные на овладение обучающимися знаниями, умениями и навыками, на воспитание и развитие в процессе обучении. Эта схема (1) наглядно демонстрирует классификацию методов обучения: Схема1: Классификация методо ...

Анализ объёма академических часов, отведённых на изучение программы
Основная образовательная программа по дисциплине «Природопользование» подготовки специалистов средне-специальных учебных заведений разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и про ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru