Методы воспитания –
это пути воздействия педагогов на своих воспитанников с целью формирования у них положительных черт личности.
В общей педагогике проблема методов воспитания, их совершенствования разрабатывалась в трудах Ю.К. Бабанского, Н.И. Болдырева, Т.А. Ильиной, В.М. Коротова, И.С. Марьенко, И.Т. Огородникова, Г.И. Щукиной и др. В сурдопедагогике эта проблема отражена в работах А.И. Дьячкова, С.А. Зыкова, Н.Д. Ярмаченко.
Учитывая особенности развития детей с недостатками слуха и современные требования общества к воспитанию подрастающего поколения, предлагается следующая классификация методов воспитания.
Информационные методы
(просвещение учеников в области норм морали, категорий нравственности и эстетики, этических понятий, общественной жизни страны). К этой группе относятся: беседа (общественно-политическая, этическая и эстетическая); рассказ педагога; разъяснение; просмотр фильма; чтение газет, книг; педагогическое требование; пример.
Практически-действенные методынаправлены на выработку умений, поведения учеников, формирование опыта жизни в коллективе, закрепление норм морали в собственной деятельности. К этой группе относятся методы приучения и упражнения; организации общественно полезной деятельности; воспитывающие ситуации, игра.
Стимулирующие методы воспитания– поощрение и наказание.
В практике воспитания все группы методов действуют взаимосвязанно и применяются с учетом возрастных, индивидуальных, в том числе и речевых возможностей учеников.
Особенно важно соответствие методов задачам воспитания. Воспитывая у школьников трудолюбие, педагог опирается на практически-действенные методы. Остальные в данном случае выполняют второстепенную роль. В воспитании интереса к искусству сначала преобладают информационные методы, а потом все больше привлекаются практически-действенные. В каждом конкретном случае возможное сочетание методов определяется задачей, стоящей перед педагогом, уровнем подготовленности детей к предстоящей работе.
В специальной школе применимы различные виды наказания: сначала внешнее проявление порицания – нахмуренный, строгий взгляд, покачивание головой, движение руки и т.п., потом вводится словесное обозначение порицания – «плохо», «стыдно», «некрасиво», «нехорошо».
Постепенно, с развитием коллектива, используется осуждение поступка не только педагогом, но и товарищами. Важно, чтобы мнение коллектива уважалось всеми его членами, тогда и осуждение, высказанное коллективом, воспринимается остро.
Кроме словесных форм наказания в специальной школе широко применяется естественное ограничение действий школьников: бегал по коридору в школе – постой, успокойся; сломал стул – почини его; толкнул товарища, нагрубил взрослым – извинись. Данный прием чрезвычайно эффективен, так как содержит не только исправление, допущенной ошибки в поведении, но и приучение к нормам морали.
Наказание ценно в воспитательном отношении лишь при определенных педагогических условиях: а) если проступок осознан учеником; б) если применяется нечасто, ибо привычка к наказанию снижает его эффективность; в) если наказание не причиняет физической боли и не унижает личность.
Прежде чем вынести взыскание, выясняются мотивы проступка с учетом характерологических особенностей ученика.
Статьи по педагогике:
Дошкольная педагогика Германии
Отцом всей дошкольной педагогики я считаю Фридриха Фребеля. Закончив в 1801 Йенский университет, в возрасте девятнадцати лет он начал работать у И.Г. Песталоцци в Ивердонском институте. В 1837 году, умудренный опытом, он открыл в Бланкенбурге (Тюрингия) учреждение для игр и занятий детей младшего в ...
Нарушения звуко-слоговой структуры слова у
дошкольников с общим недоразвитием речи
С развитием логопедической науки и практики, физиологии и психологии речи стало ясно, что в случаях нарушения артикулярной интерпретации слышимого звука может в разной степени ухудшаться и его восприятие. У детей с общим недоразвитием речи отмечается незаконченность процессов формирования артикулир ...
Создание условий для ознакомления с классической музыкой в ДОУ
Основные этапы ознакомления детей с музыкальным сопровождением Первый этап – первоначальное знакомство с музыкальным произведением. Здесь ставятся задачи: ознакомить учащихся с музыкальными фрагментами, научить вслушиваться и эмоционально откликаться на выраженные в них чувства. Второй этап – форми ...