Методы воспитания –
это пути воздействия педагогов на своих воспитанников с целью формирования у них положительных черт личности.
В общей педагогике проблема методов воспитания, их совершенствования разрабатывалась в трудах Ю.К. Бабанского, Н.И. Болдырева, Т.А. Ильиной, В.М. Коротова, И.С. Марьенко, И.Т. Огородникова, Г.И. Щукиной и др. В сурдопедагогике эта проблема отражена в работах А.И. Дьячкова, С.А. Зыкова, Н.Д. Ярмаченко.
Учитывая особенности развития детей с недостатками слуха и современные требования общества к воспитанию подрастающего поколения, предлагается следующая классификация методов воспитания.
Информационные методы
(просвещение учеников в области норм морали, категорий нравственности и эстетики, этических понятий, общественной жизни страны). К этой группе относятся: беседа (общественно-политическая, этическая и эстетическая); рассказ педагога; разъяснение; просмотр фильма; чтение газет, книг; педагогическое требование; пример.
Практически-действенные методынаправлены на выработку умений, поведения учеников, формирование опыта жизни в коллективе, закрепление норм морали в собственной деятельности. К этой группе относятся методы приучения и упражнения; организации общественно полезной деятельности; воспитывающие ситуации, игра.
Стимулирующие методы воспитания– поощрение и наказание.
В практике воспитания все группы методов действуют взаимосвязанно и применяются с учетом возрастных, индивидуальных, в том числе и речевых возможностей учеников.
Особенно важно соответствие методов задачам воспитания. Воспитывая у школьников трудолюбие, педагог опирается на практически-действенные методы. Остальные в данном случае выполняют второстепенную роль. В воспитании интереса к искусству сначала преобладают информационные методы, а потом все больше привлекаются практически-действенные. В каждом конкретном случае возможное сочетание методов определяется задачей, стоящей перед педагогом, уровнем подготовленности детей к предстоящей работе.
В специальной школе применимы различные виды наказания: сначала внешнее проявление порицания – нахмуренный, строгий взгляд, покачивание головой, движение руки и т.п., потом вводится словесное обозначение порицания – «плохо», «стыдно», «некрасиво», «нехорошо».
Постепенно, с развитием коллектива, используется осуждение поступка не только педагогом, но и товарищами. Важно, чтобы мнение коллектива уважалось всеми его членами, тогда и осуждение, высказанное коллективом, воспринимается остро.
Кроме словесных форм наказания в специальной школе широко применяется естественное ограничение действий школьников: бегал по коридору в школе – постой, успокойся; сломал стул – почини его; толкнул товарища, нагрубил взрослым – извинись. Данный прием чрезвычайно эффективен, так как содержит не только исправление, допущенной ошибки в поведении, но и приучение к нормам морали.
Наказание ценно в воспитательном отношении лишь при определенных педагогических условиях: а) если проступок осознан учеником; б) если применяется нечасто, ибо привычка к наказанию снижает его эффективность; в) если наказание не причиняет физической боли и не унижает личность.
Прежде чем вынести взыскание, выясняются мотивы проступка с учетом характерологических особенностей ученика.
Статьи по педагогике:
Психолого-педагогические особенности кружковой работы учащихся 5-6 классов
Для учащихся 5-6-го класса характерны значительные физиологические и психологические изменения в сравнении с младшими школьниками, что накладывает отпечаток на организацию всего учебного процесса, в том числе и на деятельность математического кружка. Период с 11-ти до 15-ти лет отмечается интенсивн ...
Антропологически
неприемлемые модели педагогического взаимодействия
Л.Н. Толстой считал, что воспитание есть умышленное формирование людей по известным образцам. Это высказывание очень точно раскрывает насильственный характер самой природы воспитания, но в процессе воспитания можно смягчать, использовать более опосредованные способы воздействия на воспитуемого, за ...
Психологические особенности детей дошкольного возраста
Дошкольное детство – совершенно особенный период развития ребенка. А. Н. Леонтьев дает следующую общую характеристику дошкольного детства: «Это период первоначального фактического склада личности, период развития личностных «механизмов» поведения. В дошкольные годы развития ребенка завязываются пер ...