Основоположником дошкольной педагогики Франции является Полина Кергомар (1838-1925), видный деятель народного образования, главный инспектор приютов, создатель педагогики материнских школ, автор программы воспитания в дошкольных учреждениях. Впитав лучшие традиции французской педагогики, она создала свою, оригинальную, теорию и практику общественного воспитания детей дошкольного возраста. Разработанная под ее руководством программа воспитания в материнских школах с небольшими изменениями применяется и в настоящее время в дошкольных учреждениях Франции.
Материнские школы создавались для маленьких детей, которые в силу жизненных условий были лишены присмотра родителей – мать не могла оставить ребенка одного дома. Заботу о нем брала на себя материнская школа.
Примечание: Н.В. и Ю.В. Микляевы в своей работе переводят термин «материнские школы» (ecoles maternelles) дословно, тогда как на русских сайтах, популяризующих французскую систему образования используется более привычное «детские сады». Я тоже буду использовать этот термин, т.к. по сути своей это именно детские сады, т.е. образовательные учреждения, а не приюты.
П. Кергомар предложила вводить в воспитание игру как основной метод и форму работы с детьми, указывала на необходимость учета психических особенностей детей, была противником телесных наказаний.
Дети в садах делятся на три возрастные группы. Младшая от 2 до 4 лет, средняя от 4 до 5, и старшая от 5 до 6. Чем они там занимаются, сказать трудно.
В книге «Дошкольная педагогика» Н.О. Пичугиной и др. говорится, что в режиме дня главной формой взаимодействия между ребенком и воспитателем является занятие. В младшей группе это речевые занятия, считалки, потешки, пальчиковые игры, рассказы и истории взрослых, занятия для сенсорного развития: рисование, нанизывание бусинок и др. В средней группе занятия усложняются, начинается освоение цифр, счета и иностранных языков. В старшей группе детей готовят к школе. Авторы критикуют французскую систему дошкольного образования за излишний академизм, достаточно жесткую дисциплину, за то, что детям в малой степени предоставляется свобода выбора.
Авторы сайта «О Франции по-русски» пишут, что в младшей группе дети только играют; в средней обучаются лепке, рисованию, другим практическим навыкам, а также устному общению; в старшей начинается подготовка к обучению чтению, письму и счету.
Н.В. и Ю.В. Микляевы пишут, что ведущей теорией дошкольной педагогики Франции является теория свободного воспитания, спонтанного развития ребенка. Официальные инструкции, определяющие цели и задачи детского сада, содержание детской деятельности основаны именно на этой теории. Министерство просвещения рекомендует, как общее направление педагогического воздействия, когнитивное развитие детей по системе Ж. Пиаже.
Теория Ж. Пиаже строится на тезисе, что любые виды детской деятельности должны соответствовать специфическим потребностям каждой возрастной группы. Понимание особенностей развития позволяет педагогу проводить занятия, избегая потери своего времени и не ускоряя темпов работы самих детей. Развитие проходит определенные стадии, ни одна из которых не может быть пропущена: сенсомоторная (от рождения до двух лет), конкретных операций (от двух до одиннадцати), формальных операций (подростковый возраст). Основными понятиями в теории Пиаже являются организованные образцы поведения или мышления, являющиеся результатом взаимодействия с окружающими объектами или людьми:
Ассимиляция – результат восприятия, связанный с адаптацией нового опыта или информации к существующей схеме.
Аккомодация – изменение существующей схемы в соответствии с новым опытом.
Эквилибрация – процесс уравновешивания ожидаемого с реально переживаемым, приводящий к развитию мышления.
Основанная на этой теории,дошкольная педагогика строится на эмпирическом знании ребенка, концентрируется вокруг него и реализуется в реальных ситуациях, в различных видах его деятельности, руководствуясь следующими принципами:
· Ребенок должен сознательно и активно участвовать в тех видах деятельности, которые ему предлагают или которые он выбирает сам.
· Воспитателю надлежит использовать опыт ребенка, приобретенные им умения и навыки.
Статьи по педагогике:
Фундаментальные эмоции и их комплексы
Эмоция называется фундаментальной, если она имеет специфический внутренне детерминированный нервный субстрат, внешне выражается особыми мимическими или нервно-мышечными средствами и обладает особым субъективным переживанием - феноменологическим качеством. Фундаментальные эмоции являются важными в ж ...
Особенности процесса развития воображения у детей с
нарушением слуха
Дети со слуховой депривацией уже на ранних этапах онтогенеза отстают от слышащих сверстников в развитии воображения, однако при наличии коррекционного обучения высокого качества учащиеся с нарушением слуха могут не только продемонстрировать аналогичный уровень развития воображения по сравнению с но ...
Рабочее место мастера производственного обучения и учащегося
Рабочее место, на котором мастер выполняет учебно-производственное задание, должно соответствовать требованиям НОТ. Оно является одним из факторов, оказывающих решающее влияние на профессиональную подготовку учащихся в процессе обучения, и вне меньшей степени имеющих воспитательное значение. От тог ...