Особенности формирования представлений о правах человека у детей старшего дошкольного возраста в процессе правового воспитания

Образование и воспитание » Правовая социализация детей старшего дошкольного возраста » Особенности формирования представлений о правах человека у детей старшего дошкольного возраста в процессе правового воспитания

Страница 1

Изучение и анализ психолого-педагогической литературы показал, что уже с младшего дошкольного возраста дети начинают в своем поведении ориентироваться на принятые нравственные нормы, а в старшем дошкольном возрасте уже способны следовать им и, что особенно важно для формирования в последующем правового сознания, объяснять смысл нравственной нормы и значимость её выполнения. В старшем дошкольном возрасте возникает психологические предпосылки (Ж. Пиаже, С.Г. Якобсон и др.) для формирования различных этических представлений: о дружбе (А.В. Булатова, Т.А. Маркова), о милосердии (И.А. Княжева, Т.В. Черник), о чувстве долга и справедливости (Р.Н. Ибрагимова, А.М. Виноградова).

Дети 6-7 лет вполне осознают и чувствуют несправедливость как по отношению к себе, так и по отношению к другим (любимым героям мультфильмов, к друзьям, родителям). Опираясь на такое проявление чувства справедливости, возможно рассчитывать на понимание ребёнком не только прав и обязанностей любого человека, но и своих.

Авторами психологических исследований в области развития личности доказана ценность и значимость представлений о себе, своем «Я» и показана их роль в построении целостного «образа Я», в возникновении позитивной самооценки, в развитии способности к самосозиданию, потребности в этом (В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, Д.В. Ольшанский, Н.И. Непомнящая и др.).

Интеллектуальные возможности детей дошкольного возраста позволяют сформировать представления и понятия, отражающие существенные связи и зависимости различных областей действительности (А.В. Запорожец, Д.В. Эльконин, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Н.Н. Подддьяков, Н.Е. Веракса и др.)

Все сказанное выше свидетельствует о возможности начального правового воспитания детей старшего дошкольного возраста.

При разработке стратегии правового воспитания исходят из следующего.

– Формировать у детей представления о нравственных нормах и поведение, соответствующее им; важно, чтобы уровень сформированности нравственной нормы был достаточно высок. Это даст возможность детям приобрести опыт взаимоотношений, обеспечивающий им комфортное пребывание в коллективе сверстников;

– Опираясь на усвоенные нравственные нормы, формировать конкретные и обобщенные представления о правах и обязанностях людей. При этом необходимо приучать детей анализировать свои взаимоотношения друг с другом и другими людьми с позиции уважения прав;

– Несмотря на то, что наказание присутствует как в нравственной, так и в правовой норме, его наличие в механизме правового воспитания маленьких детей не является обязательной. Более того, воспитывающий, развивающий смысл нравственно-правового воспитания значительно снижается, если исходить из непременного присутствия наказания за нарушение нормы. Мы считаем, что акцент должен быть сделан на обращении к сознанию, пониманию объективной необходимости соблюдения норм, а не на страх перед наказанием.

Правовое воспитание в собственном узком смысле этого слова представляет собой процесс организации деятельности ребенка и непосредственного влияния на него педагога и товарищей. В педагогике сложилась система методов воспитания, которые используются во всех воспитательной работы, в том числе и в правовом воспитании школьников.

В соответствии с этим можно выделить следующие основные группы методов правового воспитания в зависимости от того, что именно в процессе становления нравственно-правовых качеств они преимущественно обеспечивают:

– методы формирования правового сознания: убеждение, доказательство; беседы, лекции, рассказы, диспуты на правовые темы; обсуждение печатных материалов, произведений литературы и искусства, имеющих правовую тематику; внушение.

– методы формирования мотивов, навыков, привычек правомерного поведения и опыта правоохранительной деятельности: единые требования; приучение; пример; организация правоохранительной деятельности учащихся; использование творческой игры; соревнование;

– методы поощрения и наказания для стимулирования правомерного поведения.

Названные методы формирования правосознания, правомерного поведения и стимулирования на практике выступают в тесном единстве. Кроме того, в различных воспитательных ситуациях отдельные методы могут выступать как средства воспитательного воздействия или как методические приемы. Это зависит от содержания и объема воспитательной задачи, конкретной тактики воспитателя, способа организации того или другого воспитательного мероприятия.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по педагогике:

Структура эмоциональных реакций дошкольника
Развитию эмоциональной сферы способствуют все виды деятельности ребенка и общение с взрослыми и сверстниками. Дошкольник учится понимать не только свои чувства, но и переживания других людей. Он начинает различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению, через мимику и пантомимику. Ребено ...

Внеурочная деятельность младших школьников при организации ФГОС
Внеурочная деятельность учащихся- деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы ...

Наркотическая зависимость старших подростков: понятие, стадии формирования, факторы
Наркомания (от греч. narke — помрачение сознания, оцепенение и mania — страсть) — патологическое влечение к употреблению наркотических средств, вызывающих в малых дозах эйфорию, в больших — оглушение, наркотический сон. При их систематическом употреблении возникает привыкание, сопряженное с возникн ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru