Средства обучения — это специально созданные пособия и материалы различного характера, которые помогают учителю управлять познавательно-практической деятельностью школьников, решать стоящие перед ним задачи: давать знания, формировать умения и навыки, воздействовать на детей и т. д.
Средства обучения делятся на основные и неосновные.
К основным средствам обучения относятся:
1) школьный учебник;
2) учебные материалы, дополняющие учебные пособия (сборники упражнений, справочники, словари);
3) наглядные пособия различных типов.
Неосновными средствами обучения являются пособия, предназначенные не для всего учебного процесса, а только для отдельных его сторон, например, раздаточный материал, транспаранты, диапозитивы и т. д.
К средствам обучения примыкают различные виды учебной техники и учебные принадлежности, например, классная доска, магнитофон, киноаппарат, тетради и т. д. Средства обучения могут сыграть положительную роль, если применяются в системе, а также, если учитывается их взаимосвязанность и взаимообусловленность в процессе решения определенных учебных задач.
Школьный учебник – это специальная книга, излагающая основы научных знаний по предметам, предназначенная для достижения учебных целей.
Основными функциями учебника и учебного пособия являются следующие:
информационная,
трансформационная,
систематизирующая
воспитательная.
В них даются знания (информационная функция), представленные в виде определенной системы (систематизирующая функция) и служащие для формирования соответствующих общеучебных и специальных умений (трансформационная функция). При этом все материалы учебника и учебного пособия направлены на воспитание у учащихся умения самостоятельно и верно оценивать факты действительности, работать творчески и инициативно в последующей трудовой жизни (воспитательная функция).
Учебные пособия, учебники и программа имеют общую систему понятий, фактов, общую последовательность их изучения. Но в них, в отличие от программы, дается трактовка явлений, уточняется содержание изучаемых понятий, включаются задания на закрепление знаний.
Учебник определяет объем сведений об изучаемых понятиях, способствует формированию у школьников необходимых способов деятельности. Он содержит описание понятий, фактов и явлений, включает достаточное количество разнообразных интересных и содержательных упражнений и заданий, расположенных в определенной, методически оправданной последовательности, содействует развитию школьников, формированию у них материалистического мировоззрения, воспитанию высоких моральных качеств.
В связи с этим существуют определенные требования, которым должен соответствовать учебник. Среди них выделяют традиционные и новые.
К традиционным требованиям можно отнести:
а) научность и доступность;
б) краткость или полнота;
в) объединение с задачником или разделение;
г) уровневая и профильная дифференциация;
д) практическая и прикладная направленность.
Так как в современном мире научно-технический прогресс и внедрение новых технологий во все сферы жизни играет огромную роль, то в соответствии с этим появляются и новые требования к учебнику и образовательному процессу в целом.
К новым требованиям относятся следующие:
а) соответствие стратегии модернизации;
б) степень новизны;
в) соответствие обязательному минимуму содержания;
г) возможность использования при работе по различным образовательным программам.
Как правило, учебник включает следующие структурные компоненты:
Статьи по педагогике:
Общая характеристика методов обучения и их сравнительный анализ
Методы обучения - это способы взаимосвязанной деятельности преподавателя и студентов, направленные на овладение обучающимися знаниями, умениями и навыками, на воспитание и развитие в процессе обучении. Эта схема (1) наглядно демонстрирует классификацию методов обучения: Схема1: Классификация методо ...
Влияние музыкального искусства на развитие детей
Младший школьный возраст является одним из самых ответственных этапов развития ребенка. В этот период под влиянием целенаправленного педагогического воздействия формируются важные психические новообразования, происходит становление учебной деятельности, в частности ее мотивации и базовых учебных ум ...
Золотое сечение, которое нас окружает
Книга природы написана на языке математики. Галилео Галилей (1564 - 1646). Живой организм, вытянутый в длину, таит для его владельца много опасностей. Змея погибает чаще из-за своего длинного тела. Ящерица отбрасывает хвост, если ей грозит опасность или её схватили за него. Раковина закручивается п ...