Средства обучения и их особенности

Страница 1

Средства обучения — это специально созданные пособия и материалы различного характера, которые помогают учителю управлять познавательно-практической деятельностью школьников, решать стоящие перед ним задачи: давать знания, формировать умения и навыки, воздействовать на детей и т. д.

Средства обучения делятся на основные и неосновные.

К основным средствам обучения относятся:

1) школьный учебник;

2) учебные материалы, дополняющие учебные пособия (сборники упражнений, справочники, словари);

3) наглядные пособия различных типов.

Неосновными средствами обучения являются пособия, предназначенные не для всего учебного процесса, а только для отдельных его сторон, например, раздаточный материал, транспаранты, диапозитивы и т. д.

К средствам обучения примыкают различные виды учебной техники и учебные принадлежности, например, классная доска, магнитофон, киноаппарат, тетради и т. д. Средства обучения могут сыграть положительную роль, если применяются в системе, а также, если учитывается их взаимосвязанность и взаимообусловленность в процессе решения определенных учебных задач.

Школьный учебник – это специальная книга, излагающая основы научных знаний по предметам, предназначенная для достижения учебных целей.

Основными функциями учебника и учебного пособия являются следующие:

информационная,

трансформационная,

систематизирующая

воспитательная.

В них даются знания (информационная функция), представленные в виде определенной системы (систематизирующая функция) и служащие для формирования соответствующих общеучебных и специальных умений (трансформационная функция). При этом все материалы учебника и учебного пособия направлены на воспитание у учащихся умения самостоятельно и верно оценивать факты действительности, работать творчески и инициативно в последующей трудовой жизни (воспитательная функция).

Учебные пособия, учебники и программа имеют общую систему понятий, фактов, общую последовательность их изучения. Но в них, в отличие от программы, дается трактовка явлений, уточняется содержание изучаемых понятий, включаются задания на закрепление знаний.

Учебник определяет объем сведений об изучаемых понятиях, способствует формированию у школьников необходимых способов деятельности. Он содержит описание понятий, фактов и явлений, включает достаточное количество разнообразных интересных и содержательных упражнений и заданий, расположенных в определенной, методически оправданной последовательности, содействует развитию школьников, формированию у них материалистического мировоззрения, воспитанию высоких моральных качеств.

В связи с этим существуют определенные требования, которым должен соответствовать учебник. Среди них выделяют традиционные и новые.

К традиционным требованиям можно отнести:

а) научность и доступность;

б) краткость или полнота;

в) объединение с задачником или разделение;

г) уровневая и профильная дифференциация;

д) практическая и прикладная направленность.

Так как в современном мире научно-технический прогресс и внедрение новых технологий во все сферы жизни играет огромную роль, то в соответствии с этим появляются и новые требования к учебнику и образовательному процессу в целом.

К новым требованиям относятся следующие:

а) соответствие стратегии модернизации;

б) степень новизны;

в) соответствие обязательному минимуму содержания;

г) возможность использования при работе по различным образовательным программам.

Как правило, учебник включает следующие структурные компоненты:

Страницы: 1 2 3

Статьи по педагогике:

Отечественная педология в истории педагогической антропологии
Развитие наук о человеке вызвало в конце XIX—начале XX в. появление в Европе и Америке новых экспериментальных методов изучения ребенка — «child study», названного позже термином педология (в переводе с греческого — «наука о детях»), под которым оно и распространилось в России. Глубокий анализ разв ...

Проверка эффективности экспериментальной работы по формированию музыкальных способностей у детей среднего дошкольного возраста посредствам музыкально-дидактических игр
Для того, чтобы проверить эффективность нашей экспериментальной работы, было проведено контрольное обследование детей среднего дошкольного возраста экспериментальной группы. Задача контрольного эксперимента: - выявить динамику сформированности уровня музыкальных способностей у детей среднего дошкол ...

Организация и методика проведения экспериментальной работы
Цель исследовательской деятельности состояла в том, чтобы проверить достоверность выдвинутых нами теоретических положений, а именно, что возможно систематизация теоретического материала и эмпирического исследования позволит разработать и поэтапно реализовывать комплекс дидактических игр, направленн ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru