Средства обучения и их особенности

Страница 2

– теоретические сведения;

– аппарат организации работы (вопросы, задания);

– иллюстративный материал и аппарат ориентировки (указатели, оглавление, заголовки и т. п.).

Тексты о физических явлениях составляют основное содержание учебников и учебных пособий по физике. Тексты делятся на основные и дополнительные.

В основных текстах описываются явления, факты, даются определения понятий, перечисляются их основные признаки, делаются выводы и обобщения, предлагаются задания и упражнения, на основе которых формируется система умений и навыков, выводятся законы и формулы и т. п.

В дополнительных текстах даются материалы для справок, примечания, разъяснения, образцы рассуждений (или способы применения правил) и т. п.

Аппарат организации работы включает те вопросы и задания, которые организуют наблюдения учащихся над фактами и явлениями, способствуют систематизации и обобщению изученного, направляют деятельность учащихся в процессе формирования у них умений и навыков.

Иллюстративный материал (рисунки, схемы, таблицы, графические обозначения и т. п.) способствует более глубокому осознанию изучаемых явлений, поэтому он тесно связан с основным учебным текстом, наглядно представляет то, о чем в нем говорится, дополняет, конкретизирует его, а в ряде случаев восполняет материал, отсутствующий в тексте.

Аппарат ориентировки (указатели, заголовки, оглавление) помогает учащимся понять внутреннюю структуру учебника, дает представление о содержании и построении учебного материала, позволяет ориентироваться в содержании учебника в целом, быстро найти нужные сведения и т. п.

Учитель должен знать, как строится учебник и учебные пособия, чтобы методически верно использовать весь материал, представленный в учебных книгах, объяснить школьникам тем или иным способом на определенном этапе работы смысл и назначение всех их компонентов.

Учебник предназначен и для учащихся, и для учителя. Для ученика он является источником информации, справочным пособием, средством овладения умениями. Для учителя – это источник методической системы. С помощью учебника он определяет методы работы со школьниками на разных этапах освоения материала.

Следует иметь в виду, что при этом доля самостоятельности действий учащихся постепенно увеличивается. А перед учителем стоит задача – сделать работу по анализу материалов для наблюдений более разнообразной. Для этого необязательно ограничиваться теми вопросами и заданиями, которые есть в учебнике, – можно использовать новые с учетом развития познавательной активности учащихся.

Вот образцы таких заданий:

самостоятельно разобраться в материале для наблюдений и привести свои примеры, аналогичные данным;

разобраться в материале параграфа и дать дополнительные вопросы;

найти то, о чем не говорили на прошлых уроках;

отметить то новое, что узнали по сравнению с начальной школой;

составить план ответа параграфа;

сопоставить материалы двух параграфов и составить общий план их пересказа и т. п.

Упражнения всех учебников ориентированы и на развитие познавательной активности учащихся, и на формирование опыта творческой деятельности, как это предусмотрено содержанием обучения по любому учебному предмету в средней школе. С этой целью используются упражнения продуктивного характера, частично поисковые задания, в основе которых лежит умение применять полученные знания в новой ситуации, самостоятельно анализировать факты, делать выводы и обобщения.

Материалы учебников и учебных пособий позволяют дифференцировать задания для различных групп школьников с учетом их индивидуальных возможностей и интересов. Индивидуальный подход может быть реализован как в ходе освоения теории, так и в процессе формирования умений.

Страницы: 1 2 3

Статьи по педагогике:

Понятие социальной компетентности и ее характеристика
Компетентность – это система компетенций, наличие определенных знаний и необходимого опыта для результативной деятельности в заданной области. Компетентность человека имеет определенную структуру, включающую компоненты, связанные со способностью личности решать необходимые проблемы в различных обла ...

Практика дистанционного обучения
Одним из старейших университетов дистанционного обучения является University of South Africa, который начал предлагать курсы с 1946 года. Крупнейшим университетом дистанционного обучения считается британский Открытый университет, основанный в 1969 году. Немногим позже в 1974 году в Германии был осн ...

Понятие и сущность профессиональной культуры
Профессионализм руководителя этнокультурного центра, его профессиональная культура – явление весьма сложное и многогранное, т.к. специалист такого уровня является, прежде всего, творческой и незаурядной личностью. А уровни развития педагогических ценностей в профессиональной культуре творческой лич ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru