На современном этапе жизни общества физическое образование остается не только существенным фактором научно-технического прогресса, но и одним из условий общественного развития. Глубокие изменения претерпевает государственная политика в области образования: решается задача улучшения материальной базы школ, создаются новые учебные планы, программы и др. В настоящее время развернута работа по приведению в соответствие с требованиями социально-экономического и научно-технического прогресса всего комплекса программных и инструктивных документов, учебных и методических пособий, созданию современного учебно-методического комплекса по физике.
Основная цель обучения физике в школе - обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися теоретических знаний, практических умений и навыков, позволяющих выполнять на практике различного рода задачи, упражнения, а также развития навыка самостоятельного поиска учащихся, когда для них открывается простор для творческого познания.
Современной школе необходим учебно-методический комплекс по физике, позволяющий максимально использовать все имеющиеся возможности для усвоения информации, систематизировать научные сведения, оперативно закреплять полученные знания на практике. Качественный учебно-методический комплекс по физике должен обеспечивать системный подход к дидактическому процессу, освещать изучаемые вопросы с различных сторон.
Концептуальное обобщение опыта и теории учебно-методических комплексов изложено в работах В.Г. Бейлинсона, В.П. Беспалько, Е.В. Григорьевой, Д.Д. Зуева, И.Я. Лернера , А.Я. Микк, А.К. Пийримяги , Д.И. Трайгака и др. Согласно современным представлениям большинства исследователей учебно-методический комплекс по физике для школы должен включать в себя следующие компоненты: календарно-тематическое планирование; учебную программу изучаемой дисциплины, в которой перечислены этапы освоения материала; учебник (учебное пособие); задачник; пособие для лабораторных работ; справочные пособия; методические рекомендации по изучению учебной дисциплины: описание последовательности действий, советы по распределению времени, рекомендации по использованию имеющихся в наличии материалов; тестовые задания и другие учебные материалы; различные виды моделей, лабораторные стенды и установки и т.д.
Вместе с тем, существующее учебно-методическое обеспечение подготовки учащихся в области физики пока не в полной мере удовлетворяет современным требованиям государственных образовательных стандартов, не имеет комплексного характера, во многом не учитывает современных тенденций, связанных с повышением требований к уровню подготовки
Поэтому проблема создания и реализации учебно-методического комплекса по физике, как средства совершенствования подготовки учащихся, является актуальной проблемой
Данные положения и определили актуальность темы предлагаемой дипломной работы.
Основная цель дипломной работы состояла в методическом анализе учебно-методического комплекса по физике для 11 класса средней школы. Объектом исследования дипломной работы являлся процесс обучения физике в средней школе, а предметом исследования: учебно-методический комплекс как средство подготовки учащихся 11 класса по физике.
Для достижения основной цели работы потребовалось решение следующих задач:
Анализ научно-методической литературы по теме исследования.
Методический анализ учебного пособия по физике для 11 класса средней школы и методических указаний для учителей.
Методический анализ сборников задач по физике для 11 класса средней школы
Разработка методических указаний по курсу физики 11 класса средней школы и создание комплекса задач и тестовых заданий по разделам: «Фотоны. Действия света», «Физика атома».
Экспериментальная проверка предлагаемой методики в период педагогической практики.
В ходе выполнения работы использовались следующие методы исследования:
Теоретический анализ методической литературы по данной теме исследования.
Анализ учебников физики, сборников задач, лабораторных работ и программы курса физики 11 класса.
Статьи по педагогике:
Определение сущности постановки целей и идеалов в образовании
и воспитании
Процесс целеполагания в образовании и воспитании обусловлен целым рядом факторов. Чтобы выделить эти факторы, обратимся к анализу исторического опыта целеполагания в образовании и воспитании. В первобытном обществе, согласно И.П. Подласому, "воспитание было призвано обеспечивать существование ...
Систематизация и отбор наиболее эффективных приемов и способов педагогической
поддержки в социально- педагогической деятельности
Практическая часть работы начата с анализа обращений с проблемами классных руководителей, учителей- предметников, опекунов, учащихся. Причины обращения: 1. Ребенок остался без попечения родителей. 2. Трудное материальное обеспечение в семье. 3. Родители не должным образом занимаются воспитанием дет ...
Педагогические требования
к выбору методов обучения на занятиях в учреждениях начального
профессионального образования
Современная педагогическая теория предлагает преподавателю большой выбор методов, буквально на все случаи жизни, для решения любых проблем, для работы по любой технологии и достижения каких угодно результатов. И изучение вопроса о методах обучения показывает, что в теории и практике постоянно наблю ...