Физическое образование: его цели и задачи, содержание и структура

Страница 1

Система физического образования формировалась в многолетней практике изучения физики в общеобразовательных учебных заведениях. Усилиями поколений учителей и ученых школьный курс физики в ХХ в. вполне соответствовал лучшим мировым стандартам, способствовал достижению высокого уровня образованности населения нашей страны и формированию ее интеллектуальной элиты.

Система физического школьного образования должна иметь общекультурную направленность; при обучении физике акцент необходимо делать на методологическое обучение, направить на развитие самостоятельности, творческого мышления, способностей учащихся.

Ядро содержания физического образования должно включать универсальные способы познания, мышления и практической деятельности, столь характерные для физики как науки. Учебный процесс в значительной мере должен побуждать учеников к применению полученных знаний и умений в нестандартных, новых для них ситуациях. При этом школьный курс физики необходимо переориентировать на более полное раскрытие гуманитарного аспекта основ современной физики-науки. Раскрытие общекультурной значимости физики и формирование на этой базе научного мировоззрения и мышления в настоящее время имеет приоритетное значение в процессе изменения облика школьной физики.

Физика – фундаментальная наука о простейших и вместе с тем общих закономерностях природы. Основные понятия, принципы и законы физики играют определяющую роль в большинстве разделов естествознания.

Физические понятия вещества, поля, пространства, времени, энергии, импульса, структурных уровней организации физических систем, порядка и беспорядка, квантов поля, основные физические модели являются непременной составляющей научного языка всех естественнонаучных дисциплин. Физические принципы причинности, относительности, сохранения, инвариантности, дополнительности, соответствия, неопределенности, наименьшего действия, симметрии давно стали достоянием всего естествознания, философии и других областей интеллектуальной деятельности человека. Физические методы исследования позволили осуществить прорыв в других науках и прикладных сферах человеческой деятельности, подчас весьма далеких от физики.

Ведущая роль физики среди других естественных наук определяет и приоритетную ее роль как учебного предмета в образовательной области «Естествознание».

Общекультурная значимость фундаментальных физических понятий, законов и принципов предопределяет необходимость изучения в школе основ этой науки в объеме, достаточном для ориентации и конструктивной деятельности в окружающем мире. Ознакомление с физикой как наукой необходимо учащимся и для осознанного выбора профиля последующего обучения, что особенно актуально для выпускников базовой школы.

История физики тесно связана с развитием философии, математики и естественных наук. Поэтому школьный курс должен познакомить учащихся с логикой научного познания и основными его методами, раскрывать особенности научного знания и его принципиальное отличие от ненаучных и околонаучных знаний. Физика как наиболее развитая естественная наука дает множество ярких примеров разных методов научного познания, путей формирования научной теории, взаимосвязей теорий, относительной истинности научного знания и диалектики его развития.

Широкое использование физического эксперимента позволяет формировать у учащихся умение работать с разнообразными техническими устройствами и измерительными приборами, что позволит им легче адаптироваться к условиям жизни в современном быту и работе на производстве.

Основная цель физики состоит в том, что создавая целостное представление о развитии человека и мира, показать, что это развитие происходит по одним и тем же законам и нарушение их приводит к гибели, что роль человека на Земле не разрушителя, а созидателя в гармонии с окружающей природой.

Страницы: 1 2

Статьи по педагогике:

Характеристика форм внеклассной работы
Для эффективности обучения младших школьников культуре стран дальнего зарубежья следует проводить его на основе внеклассной работы. При изучении реальных ситуаций межкультурного контакта установлено, что эволюция восприятия человека, попавшего в незнакомую культуру, проходит три основных этапа. При ...

Исследование правовой грамотности детей старшего дошкольного возраста как элемента правовой социализации
Ознакомление детей с правами является начальным этапом приобщения их к демократическим и гуманистическим ценностям, правовой культуре. Изучение правовой грамотности, первоначальных представлений детей о правах ребенка и степени усвоения ими нравственно-правовых норм поведения возможно путем проведе ...

Школа как педагогическая система и объект научного управления
Педагогическая система является самостоятельной развивающейся и управляемой целостностью, состоящей из ряда компонентов. Управление педагогической системой, с одной стороны, сохраняет ее целостность, с другой - позволяет изменять, влиять на действие отдельных ее компонентов. Функционирование педаго ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru