Воспитание и школа в Средней Азии. С обретением статуса независимости Республики Узбекистан открылась историческая возможность, формируя свою государственность, обратиться к истокам нашей культуры, к огромному, требующему познания духовному наследию, воспринять и развивать все лучшее, что есть в нашем богатейшем историческом прошлом. Углубленное и всестороннее изучение достижений восточной цивилизации, культурного и духовного богатства предшествующих поколений открывает нам возможность лучше познать культуру, образ жизни, обычаи и традиции узбекского народа. В этой связи Президент Республики Узбекистан Ислам Абдуганиевич Каримов в своей книге «Узбекистан по пути углубления экономических реформ» пишет: «Мы обязаны возвратить в сокровищницу национальной духовности все имена и труды наших великих предков-мыслителей, ученых, творцов прекрасного. Освободив духовность от идеологических догм, мы открыли широкую дорогу для возрождения национального самосознания, формирования и развития свободной мысли, национальной идеологии… Мы и впредь будем проявлять максимальную заботу о возрождении, сохранении, укреплении и развитии духовно-нравственных и культурных достижений нации, что будет служить гарантией многообразия культурной самобытности народа Узбекистана, гарантией демократических преобразований».
В этой связи, изучение вопросов развития педагогической мысли на территории нынешнего Узбекистана, играет немаловажное значение в воспитании подрастающего поколения, ибо «мы обязаны помочь, создать условия, чтобы наши юноши и девушки смогли овладеть всей суммой знаний, необходимых образованному человеку, впитать в себя культурные, нарвственные, этические и духовные ценности, которые позволят им быстро и безболезненно адаптироваться к новым условиям, быть активными участниками построения своего обновленного государства, процесса реформирования».
В VI – начале VIII вв. н.э. на территории нынешнего Узбекистана началось распространение ислама, отразившееся на общественно–политической и культурной жизни данного региона.
Как пишет историк М. Исхакова: «Преследуя культуру и обычаи местных народов, арабы на захваченных территориях огнём и мечом насаждали выгодные для себя порядки. Они принесли сюда новую религию – Ислам. Распространение ислама и арабского языка шло насильственным путем, в огне арабского нашествия погибла большая часть сокровищ культуры, созданных народами Хорезма и Мавераннахра, были разрушены великолепные храмы и многие города Средней Азии, сожжены книги, была уничтожена вся согдийская письменность. Широкое распространение получили антиарабское и антиисламское движения, народные восстания в завоёванных странах, в особенностьи в Средней Азии. Идеология этих движений оказала существенное влияние на развитие свободомыслия. Однако, ущерб, нанесённый арабами, не привел к полной гибели цивилизации народов Средней Азии. Постепенно восстанавливались сельское хозяйство, торговля и ремесло. Уже в IX веке начался расцвет культурной жизни Средней Азии. В период правления Саманидов наблюдался большой подъем культурной жизни в Хорасане, Мавераннахре».
В связи с исламизацией центральноазиатского региона происходит переосмысление античного и раннесредневекового наследия. В этот период формируется новая этика, основанная на принципах мусульманской религии и в тоже время синтезирующая традиции различных народов, вошедших в состав Арабского халифата.
Насильственная исламизация в период арабского завоевания способствовала внедрению арабского языка, который стал применяться не только в мусульманской богословии, в официальном чиновничьем мире, но и среде местной аристократии. На арабском языке писалась вся богословская и юридическая литература (фикх), все официальные бумаги.
Статьи по педагогике:
Психологическая сущность оценочной деятельности учителя
Оценочная деятельность человека сложна и противоречива, она давно привлекает исследователей. В начале XX в. Курт Левин отметил существование в оценочном акте человека «объективной шкалы ценностей» и «субъективной оценочной деятельности». Он предполагал, что между ними «могут существовать связи, но ...
Культура - среда, созданная человеком и формирующая
человека
Человек — существо природное, но живет не только в природной среде, но и в искусственном, надприродном мире культуры. Образование может быть рассмотрено в качестве основного способа трансляции, воспроизводства и порождения культуры. Каждое новое поколение и новый человек приобретают опыт и знания б ...
Функции УМК
Являясь модельным описанием педагогической системы, УМК: 1.Выступает в качестве инструмента системно-методического обеспечения учебного процесса по взятой дисциплине, его предварительного проектирования. В этом его главная функция. 2.Объединяет в единое целое различные дидактические средства обучен ...