В VII–XII веке в обстановке острой социальной борьбы складывалась система мусульманских школ. Наиболее распространенными были мактабы, медресе и другие учебные заведения.
В IХ-ХV вв. Средняя Азия стала одним из важнейших центров научной мысли Востока. В Мерве, Бухаре, Ургенче, Самарканде, Ходженте и др. городах возникли «Дома мудрости», астрономические обсерватории и библиотеки. В ХI в. в Ургенче образовалась своего рода «академия», где проходили собрания учёных, диспуты, обсуждались вопросы философии, математики, врачебной науки и т.д. Труды Абу Насра Фароби, Абу Али ибн Сины, Абу Райхона Беруни, Мухаммада Хорезми, Ахмада Фергани, Махмуда Кашгари, Насриддина Туси, Казызаде Руми, Джамшида Каши, Улугбека, Али Кушчи и др. предвосхитили результаты исследований, осуществлявшихся в др. странах в более поздние века.
Систему начального образования в VII – ХII вв. в основном составляли мактабы.
Мактаб – это тип начальной школы в Средней Азии. Слово «мактаб» арабского происхождения, в переводе означает «место письма». В связи с распространением Корана по первоначальному замыслу создавались при мечетях с целью подготовки переписчиков Корана на арабском языке. Позже мактаб стал считаться синонимом начальной школы. Параллельно со школами письма, которые открывали частные учителя, возникали школы при мечетях для обучения мальчиков чтению Корана. Уже к началу XIII века при каждой мечети имам обязан был обучать всех мальчиков чтению Корана, и даже существовали специальные учителя, которые за этим следили. Учение начиналось с заучивания арабских букв, которые писались на деревянных или жестяных дощечках. Писать арабские буквы было сложно, и в основном их произносили на слух. Мактабы содержались на средства мечети, а также на дары и пожертвовании родителей учащихся. Каждый домулла (учитель) обучал детей по своей методике. Поэтому программа обучения детей в мактабах была различная. Возраст детей, поступающих в мактабы, не был строго определен. Сроки обучения и время приема детей также не устанавливались. Некоторые мактабы по соглашению с родителями прекращали занятия в жаркое время на 2–3 месяца.
Начало учебного дня и его окончание также не регламентировалось, однако придерживались древного правила: заниматься с детьми «от зари до зари». Ученики группировались в зависимости от изучаемых предметов: «тахтахоны» (изучающий алфавит, записанный домуллой на особую дощечку «тахту»), «абджадханы» (чтецы «Абджада»), «хафтиякханы» (чтецы «Хафтияка»), «коранханы» (чтецы «Корана») и т.д. Детей не переводили из класса в класс, а обучали поэтапно в зависимости от пройденного материала. Ученики, которые хорошо усваивали учебный материал, получали устное одобрение учителей. В мактабах изучались Арифметика, Богословие, Логика, Риторика и др. предметы. В некоторых мактабах детей обучали письму. Обучение чтению проводилось букво – слагательным методом, при котором за основу брали название буквы, обозначающий этот звук.
Во многих мактабах использовали как учебную литературу, так и произведения Ахмада Яссави, Ахмада Югнаки, Юсуфа Хос Ходжиба Баласагуни и др. Это был более дизантически обработанный материал, доступный для воспитания.
После окончания мактабов, учащиеся имели возможность поступать в медресе.
Медресе – среднее и высшее учебное заведение в Средней Азии. Медресе в Средней Азии возникали на средства религиозных сект и не имели центральной системы. У мечети были вакуфы (имущество) доход от которых шел на содержание медресе. В медресе были более совершенные методы обучения. Это, прежде всего – самостоятельная работа для обучающихся. Главными учебными предметами являлись: богословие, правоведение (калам), филология, логика (Мантик), математика, геометрия (Хандаса), астрономия, риторика, «искусство ведения спора» и др.
Статьи по педагогике:
Этапы музыкального развития детей среднего дошкольного возраста
Исследователи в области психологии внесли заметный вклад в изучение возрастных изменений человеческой психики, особенно психики детей дошкольного возраста. Идеи фундаментальных исследований А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, А. А. Маркосяна, В. В. Давыдова и других ученых лежат в основе организации ...
Методики сбора, обработки и хранения педагогической
информации
Педагогический мониторинг, представляющий собой постоянное (равнопериодическое) отслеживание состояния педагогической системы с целью принятия управленческих решений, оптимизирующих ее функционирование и развитие, позволяет совершенствовать информационное обеспечение управления. Сбор, обработка и х ...
Роль самооценки в профессиональном самоопределении
В психологии самооценка рассматривается как феномен самопознания. Самопознание – это осознание человеком самого себя, своего «Я». Осознать самого себя – значит дать отчет себе относительно своих сил, возможностей, личных качеств, уровня их развития, то есть оценить их в должной мере. Само слово «са ...